09.07.2019
Фетищева Ольга.jpg    

Ольга Фетищева, заместитель директора, направление "Оценка и финансовый консалтинг" Группы компаний SRG:

Летом традиционно растет потребление свежих овощей, но поводов для оптимизма у отечественных производителей этой продукции пока не так много, как могло бы показаться.

В картофельном бизнесе последнее время «в плюс» работают только крупные предприятия, где урожайность свыше 350—400 центнеров с гектара. Однако импортный картофель «забивает» своими ценами даже их.

С начала года цена на картофель снизилась на 40 процентов. Эта тенденция сохраняется уже несколько лет, что напрямую влияет на маржинальность бизнеса. В апреле 2019 года средняя цена картофеля составляла 9,1 рубля за килограмм против 17 рублей в 2015-м. При этом в Брянской, Воронежской областях и Татарстане она достигала семивосьми рублей за кило, а при низком качестве — пяти. Такие цифры в первую очередь связаны с тем, что из-за больших объемов импорта картофеля значительная часть отечественной продукции остается нереализованной.

Не стоят на месте и затраты на производство: сказывается рост цен на ГСМ, минеральные удобрения, средства защиты растений и семена, а также изменение НДС. Это также влияет на картофелеводство не лучшим образом.

Вместе с тем в производстве семян и картофеля на переработку ситуация более интересная. Семена в 2,5—3 раза, а картофель на переработку — в полтора раза дороже, чем столовые клубни. В прошлом году холдинг «Белая дача» открыл завод картофеля фри в Липецкой области. В 2019-м «Кримм» и «Агрико» планируют аналогичные проекты в Тюменской и Московской областях.
По объемам сбора картофеля лидирует Центральный округ, здесь производится 1920 тысяч тонн. Второе место у Поволжья (866 тысяч), третье и четвертое — у Урала и Сибири.

На рынке тепличных овощей ЦФО в число передовиков не входит. Если посмотреть объемы сбора по регионам, то лидер — Краснодарский край (86 тысяч тонн), второе место у Липецкой области (83 тысячи), третье и четвертое — у Ставрополья и Башкирии.

В этой отрасли намечался подъем, инвесторы делились планами строительства крупных тепличных комплексов. Но 2018-й стал последним годом,когда подобные проекты получали возмещение части CAPEX, а с 2020-го обещают отменить и льготные инвесткредиты. В связи с этим не исключено, что ряд компаний, предполагавших открыть объекты в 2019—2021 годах, приостановят или не начнут их строительство. Между тем к 2024 году у нас может выбыть до 500 гектаров старых теплиц, которые уже неконкурентоспособны.

Развитию тепличного бизнеса в регионах препятствует дешевый импорт. Основные поставщики овощей в Россию — Азербайджан, Китай, Марокко и Беларусь, немалые объемы дает Турция — квоты на ввоз томатов для нее увеличили до 150 тысяч тонн.
Мешает и отсутствие коммуникаций. Компания «Гринхаус» отказалась от крупного тепличного проекта на Дальнем Востоке из-за нехватки энергомощностей, а также из-за высоких ввозных пошлин в КНР.

В прошлом году отпускная цена на овощи снизилась на пять-шесть процентов, по некоторым позициям до восьми. Однако издержки и операционные расходы растут. Поэтому цены для конечных потребителей, скорее всего, поднимутся.

Подробнее читайте по ссылке 

Вернуться в раздел

Дубинина Екатерина

Руководитель отдела маркетинга и PR

+7 (495) 797-30-31

+7 985 141 19 14

DubininaEV@srgroup.ru

Подписаться на новости
Поделиться