07.08.2019
Источник: Энергия людям

Вслед за мировыми тенденциями и необходимостью сохранения экосистемы энергетика России вот уже 30 лет постепенно отказывается от мазута в пользу газа. Однако иногда станцию перевести на газ просто нет возможности.

Еще в конце 1970-х газ составлял всего 22% в балансе советских теплоэлектростанций, мазут — 30%. После старта активной газификации энергетики в 1990-х, в начале 2000-х взялись и за перевод котельных с мазута на газ. И уже к 2004 году доля мазута в балансе ТЭС стала менее 1%, в то время как доля газа выросла до 70%.

Миронычев.jpg    

Основная и важнейшая причина отказа от мазута в мире и стране — высокий уровень загрязняющих выбросов в атмосферу. И этот фактор не позволяет говорить о мазуте как о перспективном топливе в долгосрочной перспективе, даже в ситуациях конъюнктурных перепадов на рынке топлива региона или страны, когда мазут становится в разы дешевле газа. В России в 2016 году складывалась парадоксальная ситуация, когда рекордное падение цен на мазут сделало его весьма привлекательным для генкомпаний по сравнению с газом. В Московском регионе, к примеру, тогда мазут стоил вдвое дешевле газа. «В период значительного падения цен на нефть, а вслед за ней и на мазут, энергетики всерьез задумывались о переходе обратно на мазут. Благо это топливо используется как резервное, и много времени на перевод котельной, как правило, не требуется. При этом теплотворность мазута выше, чем у газа. Особенно выгодно использовать мазут с точки зрения того, что газ поставляется монополистом, а мазут может быть доступен в расположенном рядом НПЗ», — рассказал Поль Миронычев, ведущий консультант, направление «Оценка и финансовый консалтинг» группы компаний SRG.

Но тотального перехода на мазут не произошло. И дело не только в экологических рисках. Стоимость доставки мазута на станцию порой может «съедать» всю маржу от сжигания мазута вместо газа. Кроме того, эксперты отмечают неудобство в эксплуатации, вызванное многоступенчатостью подготовки мазута к использованию, а также созданием особых условий для хранения такого топлива во избежание расслоения на мазут и воду. Мазут обусловливает и повышенный износ оборудования, а значит, более высокие затраты на предотвращение коррозионных процессов в котлах и на ремонт.

Таким образом, перевод энергетики на газ имеет веские причины и будет продолжаться. В качестве основных преимуществ перевода котлов на газ эксперты называют повышение коэффициента полезного действия (при сгорании такого топлива не загрязняется поверхность нагрева и дымохода), улучшение условий труда персонала за счет автоматизации, снижение расходов на обслуживание котельной, возможность отказа от дорогостоящего топлива. «Помимо улучшения состояния атмосферного воздуха в областном центре, газификация Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 обеспечила более стабильную работу котлоагрегатов, повысила коэффициент полезного действия оборудования, а также уменьшила его износ. Кроме того, существенно улучшились условия труда работников станции за счет снижения воздействия вредных производственных факторов», — рассказал директор Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 Андрей Клименок.

Единственное, что может помешать переходу на газ — техническая невозможность в некоторых случаях. Так, например, отказ станций от мазута в качестве резервного топлива в пользу газа подразумевает газоснабжение котельной от двух независимых вводов (так называемое резервирование «газ — газ»). А это предусматривает их прокладку от разных газораспределительных станций, подающих газ в город по разным магистральным газопроводам, что в ряде случаев технически невозможно. «Не всегда есть возможность присоединиться к магистральному трубопроводу, а сжиженный газ с учетом транспортных расходов может оказаться не столь выгоден, особенно если есть возможность получать недорогой мазут поблизости (в том числе в период значительного снижения цен на нефть и, следовательно, нефтепродукты). Оптимальнее всего — оставлять мазут резервным топливом и использовать при аварийных ситуациях или плановых ремонтах, чтобы обеспечить бесперебойное энергоснабжение потребителей, а также для случаев ограничения поставок природного газа по природным характеристикам (при низких отрицательных температурах очень часто вводятся ограничения поставок газа)», — отметил Поль Миронычев.

Перевод котельных на газ — это значительные капитальные затраты. Например, стоимость всего проекта по газификации Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 составила свыше 1,6 млрд рублей (без НДС) с учетом выплаты процентов лизингодателям. Первый котлоагрегат был реконструирован под новый вид топлива в 2011 году, последний — пятый по счету — в октябре 2013 года, сообщили в пресс-службе Южно-Сахалинской ТЭЦ-1.

«Большинство данных мероприятий происходит с привлечением государственных средств в рамках различных федеральных и региональных программ, а также муниципальных денег. В части сроков окупаемости многое зависит от первоначальных затрат на переход (например, насколько далеко было подключение к магистральному трубопроводу, используется отечественное или импортное оборудование). И зачастую перевод на газ — это возможность последующего сдерживания роста тарифов для населения, если оно является конечным потребителем», — обратил внимание Поль Миронычев.

Проведение газификации ТЭЦ требует и нового подхода к управлению и работе с персоналом. Как правило, с переходом на новое топливо идет и переход на новые системы управления. Для работы на таких системах требуется переобучение персонала. По мнению эксперта группы компаний SRG, более современный технологический процесс, а также новые системы управления и контроля котлами приводят к тому, что к персоналу предъявляются дополнительные требования. Возможно, не все сотрудники захотят проходить обучение, сдавать экзамены и т. д. — соответственно, придется искать специалистов на рынке, где готовых специалистов не так много. Кроме того, даже их все равно придется дополнительно обучить для работы с конкретной системой.

«С началом газификации Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 и строительством на станции новых генерирующих мощностей, работающих на газе, учебный центр компании стал готовить машинистов газотурбинных установок и слесарей по ремонту парогазотурбинного оборудования. Специалисты станции прошли соответствующую переподготовку», — подытожил Андрей Клименок.

Светлана ПОПОВА


Вернуться в раздел