Новый вариант законопроекта запрещает нанимать независимых оценщиков
Государственная монополия на кадастровую оценку должна быть абсолютной, уверено Минэкономразвития: ее должны проводить только сотрудники госучреждений, не привлекая подрядчиков. Это следует из новой редакции текста законопроекта (есть у «Ведомостей»). Документ внесен в правительство и дорабатывается, говорит представитель Минэкономразвития.
Законопроект, предлагающий ввести государственную монополию на кадастровую оценку, прошел общественное обсуждение в августе 2015 г. Заниматься оценкой и ее пересмотром будут государственные бюджетные учреждения (ГБУ) в регионах и муниципалитетах. Они же будут принимать жалобы на ошибки.
Проект был раскритикован оценщиками и бизнесом. Он нарушает принцип независимости оценщика, а государство заинтересовано в результате оценки, писал президент РСПП Александр Шохин. Сложно представить себе, что комиссия, состоящая из местных чиновников, в ущерб интересам бюджета будет пересматривать стоимость, говорил председатель комитета по недвижимости ТПП Александр Каньшин, будут массовые обращения в суды, которые и без того перегружены.
Группа депутатов в октябре внесла в Госдуму свой вариант законопроекта, сохраняющий этот рынок за частными оценщиками, но так, чтобы за ними следило ГБУ. Ему же предлагалось выбирать оценщика, хранить и систематизировать информацию.
Но Минэкономразвития не готово отказаться от госмонополии. В новом варианте законопроекта оно лишь уточняет состав комиссии, в которой можно будет оспорить результаты оценки. В нее должны входить представители министерства имущества региона и бизнес-омбудсмена и могут входить другие региональные чиновники, предприниматели и представители саморегулируемых организаций оценщиков – так, чтобы чиновников было не больше половины. Комиссии создаются по решению регионального правительства. К составу комиссии претензий быть не может, но захотят ли регионы их создавать, рассуждает руководитель комиссии по кадастровой оценке Общественного совета при Росреестре Алексей Каминский. Видимо, авторы законопроекта сами не очень на это рассчитывают – в 14 необходимых дополнительных документах к законопроекту нет ни слова о положении по формированию комиссии, замечает Каминский.
В новой версии продлен переходный период, он заканчивался в 2018 г., теперь – 1 января 2020 г. Но регион может прекратить переходный период в любой момент. Это лукавство, говорит Каминский. Оспаривать оценку в первоначальной версии можно было только в Арбитражном суде Москвы, в новом варианте разрешены и суды в регионах.
Не давать привлекать специалистов со стороны – это большой риск, оценивать типовую жилую недвижимость не сложно, но для технически сложных объектов (атомные станции, заводы, аэропорты, космодромы, месторождения) нужно оставить возможность привлекать узких специалистов, говорит эксперт промышленного комитета Общероссийского народного фронта Виктор Журба. Обойти это ограничение легко, подписав контракт не на оценку, а на расчеты для оценки, полагает Каминский.
Оценщики сейчас вынуждены выполнять пожелания заказчиков – регионов и муниципалитетов, у которых в руках все полномочия по госконтракту вплоть до включения в реестр недобросовестных поставщиков, рассказывает Журба. Давление может сохраниться, когда оценщики будут в штате ГБУ, полагает Журба, чтобы уменьшить зависимость, надо публиковать не только итоговую, но и предварительную оценку.
Если главная претензия государства именно к оценщикам, то не стоит в новом законе снижать требования к их квалификации, отмечает Каминский. Сейчас у компании должно быть в штате не менее 12 оценщиков с опытом работы не менее пяти лет, тогда как законопроект требует, чтобы хотя бы у одного специалиста был опыт работы три года.