06.06.2018 11:09:00

В 2017-2018 годах в отношении ряда московских налогоплательщиков, владеющих объектами недвижимости, были вынесены решения налоговых органов о привлечении к ответственности, в связи с неполной уплатой налогоплательщиком налога на имущество за 2016 год. В ряде случаев сумма налога к доплате превысила суму изначально уплаченного налога в десятки раз.

При этом, основанием для налоговых начислений послужили решения Комиссии Росреестра по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – «Комиссия»), датированные концом 2016 года.

Указанные решения были приняты Комиссией единовременно в отношении большого количества московских компаний в связи с недостоверностью сведений о них, использованных при определении кадастровой стоимости, что согласно статье 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» явилось основанием для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 18.03.2011г. № 114.

На основании указанных решений Комиссии Постановлением Правительства Москвы от 26.12.2016г. № 937-ПП «О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 21.11.2014г. № 688-ПП» были внесены соответствующие изменения в сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Вместе с тем, следует обратить внимание на следующее.

Как следует из п. 1 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Пунктом 2 ст. 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Согласно пункту 15 ст. 378.2 НК РФ, изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. При этом установленные в указанной статье исключения не относятся к случаям пересмотра кадастровой стоимости в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости.

Пленум Верховного суда РФ в п. 18 Постановления от 30.06.2015г. № 28 «О некоторых вопросах возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснил, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).

Министерство финансов Российской Федерации в письмо от 20.06.2017г. № 03-05-04-01/38266 пояснило, что в случае увеличения кадастровой стоимости объекта недвижимости вследствие ее пересмотра на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости сведения о такой кадастровой стоимости не учитываются при определении налоговой базы по соответствующему налогу в этом и предыдущих налоговых периодах.

Увеличение кадастровой стоимости объектов недвижимости ухудшает положение налогоплательщика, порождая для него негативные правовые последствия, в связи с чем применение установленной Постановлением Правительства Москвы от 26.12.2016г. № 937-ПП кадастровой стоимости для целей налогообложения подлежит не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода, то есть с 2017 г.

Таким образом, у налоговых органов не имеется оснований требовать уплаты налога на имущество от кадастровой стоимости за период 2016 года, установленной решениями Комиссии, а указанные акты налогового органа являются незаконными и их возможно отменить в судебном порядке.

Кроме того, если налог уже уплачен, свои налоговые обязательства можно уточнить и потребовать возврата переплаты, в том числе в судебном порядке.


Вернуться в раздел