13.11.2014 09:30:00

ОТ: просто и понятноНужно ли профсоюзам участвовать в мероприятиях по охране труда

Главная ценность любого работодателя – персонал, которому нужно обеспечить достойные условия труда. Производственный травматизм и профессиональная заболеваемость ведут к невосполнимым материальным и моральным потерям как для работников, так и для работодателей.

Отсутствие на федеральном уровне эффективных законодательных механизмов, обеспечивающих связь трудовой деятельности с охраной труда, приводит к тому, что производственные процессы сопровождаются травматизмом и профессиональной заболеваемостью.

Зачастую работодатели не спешат проводить специальную оценку условий труда (спецоценку), а также принимать предупредительные и профилактические меры, направленные на улучшение условий труда и снижение производственного травматизма. Ситуацию усугубляет отсутствие ответственности работодателя за произошедшие несчастные случаи на производстве.

Кроме того, нет эффективных экономических механизмов, стимулирующих работодателей к улучшению условий труда. Все вместе взятое приводит к тому, что требования охраны труда не выполняются.

Результаты контроля Гострудинспекции показывают, что в каждой организации ежегодно фиксируется в среднем 12–14 нарушений трудового законодательства, включая нормы охраны труда.

За последнее время существенно изменилось законодательство в области охраны труда. Так, внесены поправки в Трудовой кодекс, реформированы льготы и компенсации, введены дополнительные страховые тарифы в ПФР за сотрудников, работающих во вредных условиях труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ). В результате, чтобы исполнить требования законов, работодатели будут вынуждены проводить спецоценку и налаживать эффективную систему управления охраной труда. Существуют риски, что в ходе этих процессов будут нарушаться права и интересы работников.

В связи с этим в решении вопросов охраны труда увеличивается роль профсоюзов, которые будут отстаивать права работников. В частности, важным является их участие в составе комиссии по спецоценке, корректировке льгот и компенсаций работникам по ее результатам, в процедурах обжалования решений и действий участников спецоценки. Эффективность деятельности профсоюзов в данном случае обусловлена не только теми правами, которые предоставлены им законом о спецоценке1. Они также используют свои полномочия, установленные Трудовым кодексом и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее – Федеральный закон № 10-ФЗ).

Отметим, что совместная деятельность профсоюзов и работодателей уже позволила сохранить тенденцию снижения уровня производственного травматизма в организациях.

Какие права есть у профсоюзов при проведении спецоценки

В ходе спецоценки профсоюзы имеют право:

  • принимать участие в рассмотрении материалов;
  • предоставлять необходимую для работы информацию;
  • обжаловать действия (либо) бездействия организации (экспертов), проводящих специальную оценку условий труда;
  • принимать участие в утверждении заключений экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда и проч.


Данные права закреплены в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Есть и уникальные права, которые закреплены в разных частях Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ):

  • требовать обоснования результатов специальной оценки условий труда (п. 2 ст. 6 Федерального закона № 426-ФЗ);
  • представлять мотивированные требования по проведению внеплановой специальной оценки условий труда (ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ);
  • представлять документы на проведение государственной экспертизы условий труда (ст. 24 Федерального закона № 426-ФЗ);
  • проводить профсоюзный контроль в рамках мероприятий по спецоценке (ст. 25 Федерального закона № 426-ФЗ);
  • обжаловать результаты специальной оценки условий труда (ст. 26 Федерального закона № 426-ФЗ);
  • корректировать предоставляемые работнику льготы и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (ст. 26 Федерального закона № 426-ФЗ).


Кроме того, профсоюз имеет право инициировать проведение внеплановой специальной оценки условий труда. Основания для этого перечислены в статье 17 Федерального закона № 426-ФЗ:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • получение работодателем предписания государственного инспектора труда;
  • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья;
  • замена применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве;
  • мотивированные предложения выборных органов первичных профсоюзных организаций о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.


Как профсоюзы могут участвовать в спецоценке

Специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, в который входит не только идентификация вредных и (или) опасных производственных факторов и их инструментальных замеров. Очень важными действиями являются подготовка к проведению спецоценки, выбор непосредственного исполнителя работ (специализированной организации), участие в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в ходе спецоценки, а также непосредственное участие в решении потенциальных сложностей по результатам спецоценки. Всеми этими вопросами предстоит заниматься представителям профсоюза.

Чтобы иметь возможность принять участие в спецоценке, представитель профсоюза должен быть включен в состав комиссии по спецоценке. Количество представителей профсоюзов в ее составе законом не ограничено. Статус представителя нужно обязательно подтвердить протоколом заседания первичной профсоюзной организации.

Некоторые работодатели, чтобы исключить претензии со стороны отраслевых профсоюзов, вводят в состав комиссии их представителей (правовая/техническая инспекция). Однако это не убережет работодателей от претензий проверяющих технических инспекций, так как основополагающая функция последних заключается, в том числе, в контроле фактического соблюдения работодателем требований как трудового законодательства, так и федерального законодательства в области охраны труда.

Если работодатель не включил в состав комиссии представителя профсоюза или исключил его из состава комиссии, профсоюз может направить работодателю письменные возражения и одновременно обратиться в трудовую инспекцию.

В результате деятельность комиссии может быть заблокирована или результаты спецоценки будут признаны недействительными. А это в свою очередь приведет к дополнительным финансовым расходам работодателя.

Представитель профсоюза как непосредственный участник производства, лучше разбирающийся в специфике условий труда и состоянии охраны труда на предприятии, может быть привлечен работодателем для выбора непосредственного исполнителя работ. Представители профсоюза могут быть также привлечены в качестве разработчиков технической документации для определения требований к исполнителю спецоценки. Типовые формы конкурсных технических заданий можно получить в отраслевых профсоюзах.

Однако пожелания или требования профсоюзов к исполнителю работ должны отвечать нормам Федерального закона о спецоценке, а противоречащие им могут быть обжалованы в суде.

Так, недопустимыми будут требования к исполнителю о наличии у него сертификата Минтруда России на право проведения специальной оценки условий труда. Дело в том, что законом2 разрешено проводить спецоценку без указанного сертификата, если у организации имеется действующий на 1 января 2014 года аттестат аккредитации испытательных лабораторий. Этим правом можно пользоваться до окончания действия сертификата, но не дольше 31 декабря 2018 года. Также незаконны будут требования к исполнителю о его включении в реестр организаций, проводящих спецоценку, поскольку он не создан.

В ходе спецоценки представитель профсоюза может проверять качество проводимых работ, делая письменные замечания во время процедуры или после ее окончания.

Как реализуются права профсоюзов

Профсоюз может реализовать свои права непосредственно через представительство в комиссии по спецоценке. В этом случае его мнение вносят в протокол заседания путем констатации выявленного нарушения через обращение в первичный орган профсоюзной организации либо через привлечение инспекций отраслевых профсоюзов.

Представители профсоюзов могут получать копии рабочих протоколов при проведении инструментальных замеров факторов производственной среды или предъявлять запросы от лица комиссии об обоснованности действий оценивающей организации и правильности подготовленных ею документов.

Профсоюзы могут составлять протесты при нарушениях процедуры работ, а также жалобы в суд.

Важно грамотно применять указанные права, так как несмотря на вполне определенные цели и задачи, именно профсоюзы определяют, каких конкретно результатов они собираются достичь специальной оценкой условий труда – сберечь здоровье работников или добиться компенсаций за утрату этого здоровья.

Например, проведение профсоюзом экспертизы условий труда в рамках государственной экспертизы должно быть направлено на решение следующих задач:

  • проведение документального анализа отчетных материалов по результатам специальной оценки условий труда;
  • проведение экспертизы условий труда;
  • сопоставление потенциальных разночтений по двум вышеуказанным пунктам.


Только в этих случаях результат экспертизы будет отвечать интересам профсоюзов и работников, а также станет обязательным для исполнения работодателем.


Запомните главное

1. Участие профсоюзов в специальной оценке условий труда является важным инструментом защиты прав и законных интересов работников на безопасные условия труда.

2. Права профсоюзов, которые они могут использовать в ходе спецоценки, закреплены в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

3. Чтобы реализовать свои права, представитель профсоюза должен быть включен в состав комиссии по спецоценке.

4. Профсоюзы могут не только обжаловать действия организации, проводящей спецоценку, но и инициировать ее внеплановое проведение.

5. Требования профсоюзов о выполнении тех или иных процедур по спецоценке, а также по проведению внеплановой спецоценки необходимо проверять на соответствие закону. Они могут оказаться необоснованными.


Источник: Охрана труда: просто и понятно

Вернуться в раздел