12.01.2017
     

Премьер-министр Дмитрий Медведев дал ряд поручений по итогам состоявшегося 21 декабря заседания президиума Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, на котором был утверждён паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Старшим должностным лицом, ответственным за реализацию программы, является министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Проектному комитету по реформированию контрольной и надзорной деятельности поручено обратить особое внимание на определение конкретных сроков и этапов по ряду направлений реформы. Речь идёт о широком внедрении технологий больших данных (Big data) при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, комплексной актуализации обязательных требований, а также оптимизации организационной структуры центральных аппаратов и территориальных органов министерств и ведомств, осуществляющих контрольно-надзорные функции. Оптимизация, согласно материалам Правительства, предполагает сокращение численности административно-технического персонала и обеспечивающих подразделений, совершенствование операционных процессов за счёт применения передовых информационных технологий с направлением высвобождаемых финансовых ресурсов, в том числе, на увеличение фонда оплаты труда.

Кроме того, вице-премьеры Дмитрий Козак и Сергей Приходько, а также министр РФ Михаил Абызов должны будут в течение 2017–2018 годов обеспечить принятие решений о передаче отдельных контрольно-надзорных полномочий федеральных органов исполнительной власти на уровень субъектов РФ. Особое внимание при этом необходимо будет обратить на контроль эффективности реализации переданных полномочий, в том числе с помощью информационных систем.

МВД в рамках реформирования госконтроля поручено подготовить ведомственные паспорта проектов по совершенствованию надзора в области безопасности дорожного движения и в сфере миграции с учётом целей приоритетной программы. Доклад по ключевым показателям и прогнозируемым результатам этих проектов должен быть готов до 1 марта 2017 года.

Ключевые цели программы — снизить административную нагрузку на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и повысить качество администрирования контрольно-надзорных функций, а также уменьшить число смертельных случаев, заболеваний и отравлений, материального ущерба. Срок реализации приоритетной программы: с декабря 2016 года по 2025 год включительно.

По сути дела, нам надо переориентировать контрольно-надзорную деятельность с простой фиксации нарушений и наложения санкций на систему предотвращения рисков и причинения вреда и ущерба. В этой связи с 2018 года плановые проверки должны будут осуществляться прежде всего по высокорискованным объектам. Для этого на основании прозрачных критериев мы должны определить категории рисков по каждому виду контроля и надзора. Необходимо составить полный реестр подконтрольных субъектов и распределить их по таким категориям. Это масштабная, серьёзная работа, которую, в первую очередь, должны будут организовать под методологическим управлением федеральных органов исполнительной власти наши территориальные органы», — говорит Михаил Абызов.

В результате реализации приоритетной программы количество смертельных случаев, заболеваний и отравлений, пострадавших и травмированных по контролируемым видам рисков должно снизиться вдвое к концу 2025 года, а уровень материального ущерба — на 30%. Также к концу 2025 года вдвое должна снизиться и административная нагрузка на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Приоритетная программа будет реализовываться в 3 этапа, на каждом из которых планируется достигнуть конкретных результатов по 8 проектам. Это переход на риск-ориентированный подход с концентрацией проверок там, где выше риски для безопасности граждан; создание системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности; усиление профилактики нарушений; систематизация обязательных требований, выполнение которых проверяют инспекторы; совершенствование кадровой политики; противодействие коррупционным проявлениям; информатизация госконтроля, а также повышение качества надзора на региональном и муниципальном уровнях. При этом мероприятия программы и каждого из проектов составлены таким образом, чтобы уже в первые годы действия программы можно было увидеть реальные результаты.

К 2025 году предстоит актуализировать и систематизировать обязательные требования по наиболее массовым видам предпринимательской деятельности и по всем видам контроля и надзора. При этом должен соблюдаться принцип, что новое обязательное требование может вводиться только после отмены двух устаревших.

Кроме того, по 25 наиболее массовым видам контроля и надзора будут доступны онлайн исчерпывающие перечни обязательных требований для малого и среднего бизнеса, в соответствии с которыми проводятся проверки. Также в «личном кабинете» предприниматели смогут получить подробную консультацию по перечням обязательных требований, информацию о проведённых и планируемых контрольных мероприятиях, там же планируется реализовать и механизм самодекларирования.

В рамках реализации программы предстоит разработать и внедрить, в том числе, систему управления рисками в контрольно-надзорной деятельности, систему профилактики правонарушений и механизмы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.

Со следующего года мы будем уходить от "палочной" системы оценки. Не важно, сколько проверок провели контрольно-надзорные органы, сколько начислили штрафов, сколько выписали предписаний. Это нужно знать только в информационных и аналитических целях. Оцениваться будет динамика показателей ущерба в подконтрольных сферах», — говорит Михаил Абызов.

Паспорта 8 проектов, которые входят в программу, будут утверждаться на заседаниях соответствующего проектного комитета.

В первую очередь участвовать в приоритетной программе будут 12 федеральных контрольно-надзорных органов, на которые приходится около 90% контрольно-надзорных мероприятий. Это МВД, МЧС, ФАС, ФНС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Ространснадзор, Росприроднадзор, Роструд, Ростехнадзор и ФТС. Список ведомств, участвующих в программе, будет расширен, пока же остальные контрольно-надзорные органы будут реализовывать ключевые принципы программы самостоятельно.


Вернуться в раздел