24.03.2021 11:15:00
Источник: Гудок

В ОАО «РЖД» разработают требования к организации коммерческих площадей на вокзальных комплексах и прилегающих территориях.

В 2021 году в ОАО «РЖД» разработают единый стандарт развития вокзальных комплексов и прилегающих территорий. Часть положений будет касаться организации торговых пространств на территории вокзалов: в документе пропишут правила проектирования торговых точек, так называемый дизайн-код, и требования к оформлению вывесок и рекламы. В РЖД рассчитывают, что создание такой концепции позволит максимально раскрыть коммерческий потенциал объектов.
Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Александр Плутник на брифинге, состоявшемся в начале марта, сообщил, что в компании уже приступили к разработке единого стандарта развития вокзальных комплексов и планируют завершить эту работу до конца текущего года. Он отметил, что сейчас из-за отсутствия общей концепции и требований компания не может в полной мере реализовать потенциал этих объектов, в особенности коммерческий.

В ОАО «РЖД» хотели бы привлечь на вокзалы серьёзных инвесторов для открытия торговых точек – сетевых магазинов, аптек, качественных кафе и ресторанов. Крупных игроков предполагается заинтересовать большой аудиторией потенциальных покупателей: по подсчётам компании, концентрация посетителей на один квадратный метр на вокзальной территории в 14 раз выше, чем в популярных торговых центрах, что позволяет рассчитывать на повышенный спрос.

Однако на практике инвесторов отпугивают отсутствие внятной концепции развития коммерческих площадей и конкуренция со стороны киосков, ларьков и прочих нестационарных торговых объектов. Как пояснил на брифинге Александр Плутник, с нестационарными торговыми объектами компания зачастую заключала краткосрочные договоры аренды сроком на 11 месяцев. Это не позволяло крупным инвесторам проанализировать конкурентное поле с расчётом на долгосрочную перспективу и разработать стратегию развития. Ситуация в последнее время складывалась так, что владельцы стационарных магазинов и торговых точек, вложившие деньги в современное оборудование и обучение персонала, не могли окупить эти затраты из-за того, что им приходилось демпинговать в погоне за клиентом, которого переманивают более низкими ценами ларьки. «Из-за этого качество обслуживания на вокзалах упало», – отметил Александр Плутник.

Первый шаг к упорядочиванию торговых отношений на вокзалах в ОАО «РЖД» уже сделали. Как сообщил «Гудку» первый заместитель начальника Московской железной дороги по экономике, финансам и корпоративной координации Алексей Набоко, было принято решение о расторжении договоров аренды по 64 объектам нестационарной торговли в Московской области и 148 объектам в Москве. На данный момент всем арендаторам уже направлено уведомление о прекращении договорных отношений.

В дальнейшем арендные коммерческие площади будут предлагаться на вокзалах в новом формате. Как стало известно «Гудку», в настоящее время готовится к выпуску стандарт, который будет регламентировать размещение, зонирование, внешний вид, в том числе вывески, объектов нестационарной торговли. В Департаменте корпоративного имущества ОАО «РЖД» уточнили, что ожидают принятия документа на заседании рабочей группы 29 марта, после чего компания сможет предлагать новые решения арендаторам.

Говорить подробнее о нормах разработанного стандарта до их утверждения в департаменте не стали.

Требования к нестационарным торговым объектам впоследствии войдут в единый стандарт развития вокзальных комплексов, который планируют презентовать в III квартале на Ассамблее начальников железных дорог. В этом стандарте закрепят требования к архитектурному облику вокзалов для сохранения исторического наследия и в том числе пропишут дизайн-код всех коммерческих пространств (объединяет правила размещения и оформления вывесок, коммерческих помещений, нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций, элементов навигации. – Ред).

В управлении Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту решение о введении единого стандарта для торговых точек и объектов питания поддерживают. По мнению руководителя управления – главного государственного врача по железнодорожному транспорту Юрия Каськова, в новых договорах с арендаторами нужно будет предусмотреть возможность расторжения договора аренды при многократном нарушении требований санитарно-эпидемиологической безопасности, в том числе нового СанПиНа «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», который вступил в действие с 1 января 2021 года.

За последние два года в управление поступило 164 обращения граждан с жалобами на организацию общественного питания и торговли на вокзалах, в том числе на реализацию некачественной продукции. А во время пандемии поступали жалобы на несоблюдение противоэпидемических мер: об отсутствии у персонала масок и перчаток, несоблюдении социальной дистанции на объектах общественного питания, рассказал Юрий Каськов.

«Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту проводит плановые и внеплановые проверки объектов общественного питания и торговли на вокзалах. Периодичность плановых проверок зависит от категории риска, присвоенной объекту надзора. Среди основных выявляемых нарушений – отсутствие прохождения медицинских осмотров персоналом, несоблюдение товарного соседства при хранении продукции, нарушение требований технических регламентов Евразийского экономического союза и Таможенного союза. Обязательства по соблюдению требований СанПиНа должны быть прописаны в договорах аренды/субаренды», – отметил Юрий Каськов.

Пример успешного привлечения сетевых компаний на транспортный объект – аэропорты. Так, к примеру, в Шереметьево сотрудничают с компанией «Галерея Алекс» («Шоколадница», «Кофе Хауз»), «Росинтер Ресторанс» (TGI Fridays, «Мама Раша», McDonald΄s, IL Патио, Costa Coffee, «АмБар»), Novikov Group («5642 Высота», «Fарш», «Колбасный цех», «Магадан»), «Р-Групп» («Му-Му», «Урожай», «Крошка Картошка»), «Прокофий» («Кофемания», «Узбечка»), KFC. Помимо этого, в аэропорту размещены торговые точки известных российских брендов в различных сегментах, среди них сети Bosco Sport & Fresh, аптеки «Неофарм» «36,6», кондитерские магазины «Алёнка».

Как пояснил «Гудку» заместитель генерального директора по коммерческой деятельности АО «Международный аэропорт Шереметьево» Фёдор Сытин, для управления коммерческими площадями в Шереметьево более пяти лет используется подход, предполагающий разработку и актуализацию мастер-планов для каждого пассажирского терминала аэропорта. При этом учитываются схемы движения пассажиров, инфраструктурные ограничения. «Разработка мастер-планов коммерческих площадей осуществлялась с ориентацией на опыт крупнейших аэропортов мира. Новейшие объединённые терминалы (В, С) построены с унификацией фасадных групп арендаторов с обязательным согласованием дизайна каждой коммерческой точки. Нестационарные объекты возможны исключительно для рекламных или сезонных интеграций», – отметил Фёдор Сытин. По его словам, в последнее время аэропорт наблюдает рост интереса со стороны многих сетевых операторов из разных бизнес-сегментов.

Bolotnikova.jpg     

Однако, по мнению старшего руководителя проектов направления «Недвижимость» группы компаний SRG (специализируется на оценке недвижимости) Александры Болотниковой, вокзалам следует привлекать немного другой контингент инвесторов, чем это делают аэропорты. «Пассажиры в аэропорту имеют большой запас времени до вылета, могут посетить магазины и сделать вдумчивые покупки. Пассажиры железнодорожных вокзалов зачастую приезжают за 10–15 минут до отправления поезда и успевают купить лишь воду и небольшой перекус в дорогу», – считает эксперт.

Из-за этой особенности потребления на вокзалах максимальной эффективностью, как полагает Александра Болотникова, будут обладать продуктовые торговые сети, но не в виде супермаркетов и гипермаркетов, а в формате «Экспресс» или Daily. «Такой формат продажи есть, например, у «Азбуки вкуса»: магазины предлагают ограниченный набор продуктов, кофе и выпечку на вынос, а также небольшой отдел кулинарии и готовых блюд, – рассуждает Александра Болотникова. – Разместить свои точки продаж на вокзалах также будет интересно книжным магазинам, но в этом случае стоит пересмотреть формат в пользу ускоренного выбора для покупателей книг и сувениров».

Председатель Союза пассажиров РФ Кирилл Янков считает, что для каждого вокзала и даже платформы более целесообразно разрабатывать индивидуальный план развития торговых площадей, а унификация в данном случае может только повредить сервису и пассажирам. К примеру, по его словам, на платформе нет возможности размещать стационарные торговые точки, но если она достаточно широкая, то можно установить ларёк. Или если на вокзале есть избыточные площади, там можно расположить фуд-корт. «Если принимать какой-то единый стандарт развития коммерческих площадей на вокзалах, то там следует прописать именно общие правила: как создавать план для каждого вокзала, в каком случае возможно размещение нестационарных точек, а когда следует ограничиться стационарными объектами торговли, чтобы ларьки и киоски не мешали движению пассажиров. В остальном должен быть индивидуальный подход», – отметил Кирилл Янков.

Мария Абдримова

Вернуться в раздел