20.03.2019
Источник: РБК
На фоне заметного роста продаж легковушек рынок новых грузовиков и малых коммерческих машин показал по итогам прошлого года весьма скромный рост. Эксперты прогнозируют дальнейшую стагнацию рынка.

По данным аналитического агентства «Автостат», в 2018 году в России было продано 82 289 единиц коммерческой техники, то есть объем рынка по сравнению с 2017-м вырос всего на 2,7%. При этом продажи традиционного лидера — бренда «КамАЗ» — даже немного упали, хотя марка по-прежнему занимает более 30% рынка.

Эксперты считают, что ситуация могла быть и хуже, но рынку помогли процессы импортозамещения и развитие интернет-торговли, а также ряд инфраструктурных проектов, например проведение чемпионата мира по футболу и строительство Крымского моста. Так, российский рынок строительной техники в прошлом году вырос на 22%.

При этом, по расчетам директора дивизиона «Химки» ГК «Автоспеццентр» Алексея Гопкало, спрос в сегменте легких коммерческих машин (это почти треть рынка) заметно упал, причем отечественные производители в этом секторе сократили объемы продаж сразу на 8%. А вот сегмент грузовиков массой свыше 3,5 т показал 20-процентный рост.

Общая динамика продаж коммерческих автомобилей стала отрицательной еще во второй половине 2018 года, отмечает директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые линии» Александр Лашкевич. Важным фактором стал также значительный рост цен на топливо, из-за чего эксплуатанты вынуждены были поднимать цены на свои услуги. «У компаний возник непростой выбор: закупать технику и поднимать ставки либо эксплуатировать старый парк и держать цены. Только крупные транспортные компании могли позволить себе планово заниматься реновацией парков», — отмечает эксперт.

Главным фактором повышения цен на машины и запчасти в прошлом году стали колебания курсов валют. Руководитель технической службы Itella в России Дмитрий Макаревич указывает, что даже на технику российского производства цены за год выросли на 6%, поскольку при ее производстве используются иностранные детали и комплектующие. При этом среднюю стоимость одного транспортного средства начальник управления продаж специальной техники «CTRL Лизинг» Иван Бугров оценивает в сумму около 6 млн руб.

Неудовлетворенный спрос

Колебания курсов валют не позволили в полной мере реализовать спрос, полагает директор по закупкам транспортных услуг компании FM Logistic Эдуард Миронов: «При стоимости седельных тягачей, допустим €79 тыс., волатильность курса добавляла более 250 тыс. руб. на каждую единицу транспорта. С учетом объемов закупок для некоторых партнеров сумма переплаты доходила до 25 млн руб. В итоге многие предпочли сократить программу обновления парка в ожидании стабилизации курса рубля».

Багрецов.jpg   

В итоге возникший после кризиса отложенный спрос по-прежнему до конца не реализован. Осуществить запланированные закупки смогли только крупные перевозчики, говорит руководитель проектов финансового консалтинга группы SRG Александр Багрецов: «Восстановление продаж в послекризисный период было лишь вопросом времени. Повышение требований к перевозчикам обязало компании обновить свои автопарки, а государственные программы простимулировали этот процесс».

Новые ставки НДС, введенные в начале 2019 года, еще сильнее замедлили рынок, а в феврале продажи даже упали по сравнению с тем же месяцем прошлого года. В феврале объем рынка новых грузовиков в России составил 5,7 тыс. единиц, что на 5,1% меньше, чем за аналогичный период 2018-го. Но очень серьезно этот фактор не повлияет на продажи, утверждает заместитель директора группы компаний AsstrA Олег Гребенько.

«Продажи легковых автомобилей упали в начале текущего года в связи с повышением ставки НДС, однако основные покупатели легковушек — физические лица. Грузовой сегмент работает с юридическими лицами, а это в большей части плательщики НДС, поэтому ситуация здесь получше», — считает эксперт.

Тягач господдержки

Продажи могли упасть еще сильнее, считают эксперты, но рынку помогли госпрограммы. Сейчас в России действует ряд целевых программ господдержки «Свое дело», «Русский фермер», «Русский тягач», которые предоставляют субсидии на приобретение грузовых автомобилей отечественного производства и коммерческого транспорта для малого и среднего бизнеса, напоминает Александр Багрецов. А самой эффективной в коммерческом сегменте стала программа льготного лизинга, которая в 2018-м была продлена до 2020 года.

В 2019 году приобрести по госпрограмме можно будет 4,5 тыс. машин, в 2020 году — 4,9 тыс. единиц, напоминает Алексей Гопкало. «При покупке транспортного средства в лизинг клиент вносит авансовый платеж с возможностью дальнейшего выкупа транспорта — государственная поддержка позволяет сделать этот взнос на 10% дешевле. Это выгодно для клиентов, особенно с учетом того, что в лизинг можно приобрести не только отечественный, но и импортный транспорт, выпущенный на территории России», — утверждает эксперт.

Объемы государственной помощи могли быть и больше, говорит Иван Бугров, если бы правительство простимулировало и другие области рынка: «Рынок очень ждал программу по субсидированию дорожно-строительной техники, но Минпромторг решил пока ее приостановить. Высок риск, что постановление на этот год не будет подписано».

Заметных колебаний объемов продаж в 2019 году эксперты не ожидают. Например, Александр Лашкевич полагает, что продажи будут падать и дальше, а в качестве основных причин называет увеличение НДС, отмену льгот по транспортному налогу, грядущее увеличение стоимости проезда по федеральным трассам, рост числа платных дорог. Кроме того, правительство намерено на 25% сократить программы господдержки, что может замедлить темпы развития транспортной отрасли.

Генеральный директор Hyundai Truck and Bus Rus Ким Ик Донг тоже ожидает стагнацию: «Говоря в целом о рынке, мы не видим фундаментальных причин для его активного роста в 2019 году. Скорее всего, он останется на уровне прошлого года. Возможно увеличение на 2–3%».

Алексей Гопкало настроен более оптимистично: «Сбыт автомобилей продолжит расти, но с меньшей интенсивностью. Увеличение первичного рынка коммерческого транспорта ожидается в основном за счет Москвы, Санкт-Петербурга и крупных логистических центров России — Новосибирска, Екатеринбурга, Ростова». Эксперт прогнозирует, что уже к 2022 году рынок коммерческих автомобилей вырастет до 133 тыс. машин и в дальнейшем будет прибавлять примерно по 3% ежегодно.

В любом случае автопарки продолжат менять технику на более экономичную и экологически чистую: в крупных городах скоро появятся экологические зоны, куда будет запрещен въезд «грязному» транспорту, а перевод техники на альтернативные источники энергии прямо предусмотрен правительственной программой развития автопрома на период до 2025 года.

Внимание к газомоторному топливу тоже связано с желанием властей сделать парк машин более чистым, добавляет Эдуард Миронов: «По данным «Автостата», количество тяжелых грузовых автомобилей, удовлетворяющих нормам Евро-2, составляет 71,4%, то есть их в 14 раз больше машин стандарта Евро-5 и выше. Проекты по электрификации и газификации автомобилей с предоставлением преференций их владельцам стали ярким трендом 2018 года». 


Автор: Иван Ананьев

Вернуться в раздел