24.12.2020 12:00:00
Источник: Коммерсантъ

Платная трасса М11 между Москвой и Петербургом «Нева» принимает автомобилистов уже год. За это время трафик на основных ее участках увеличился, но особенно вырос в районе Петербурга, где дорога работает как внутригородская магистраль и избавляет водителей от традиционных пробок на М10. Впрочем, предостерегают эксперты, рост трафика на трассе недостаточно интенсивен и подвержен риску из-за планов строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Петербург, что неизбежно заставит операторов платных автодорог снижать цены, завлекая водителей.

Скоростная трасса «Нева» тянется от Московской кольцевой автомобильной дороги до примыкания к Кольцевой автомобильной дороге вокруг Петербурга. Она идет параллельно существующей автомобильной дороге общего пользования М10 «Россия», что позволяет частично переключить с нее трафик. Строительство трассы осуществлено по концессии. Инвесторы построили участки, осуществляют их эксплуатацию и техническое обслуживание, а также сбор платы за проезд по дороге, которая передана им в долгосрочную аренду.

В возведении дороги принимали участие несколько компаний. Так, среди концессионеров ООО «Северо-Западная концессионная компания» (участок с 15-го по 58-й км в Химкинском и Солнечногорском районах Московской области, открыт в 2014 году), ООО «Трансстроймеханизация» (58–97 км в Солнечногорском и Клинском районах Московской области, а также в Конаковском и Калининском районах Тверской области, открыт в 2018 году; кроме этого 97–149 км в Московской и Тверской области, открыт в 2019 году, 208–258 км в Торжокском районе Тверской области в 2017 году); ОАО «Мостотрест» (258–334 км в Торжокском, Спировском и Вышневолоцком районах Тверской области, открыт в 2014 году; а также 334–543 км в Вышневолоцком и Бологовском районах Тверской области, Окуловском, Маловишерском и Новгородском районах Новгородской области, открыт в 2018 году), ООО «Магистраль двух столиц» (543–646 км в Новгородском и Чудовском районах Новгородской области, Тосненском районе Ленинградской области, открыт в 2019 году, и 646–684 км в Тосненском районе Ленинградской области и Петербурге, открыт в 2019 году).

Первые две компании входят в группу «Мостотрест» Аркадия Ротенберга, которая являлась генеральным подрядчиком по строительству трассы. Последняя компания — «Магистраль двух столиц» — создана консорциумом банка ВТБ и Vinci Concessions S.A.S.

Локальная популярность

Число проездов по М11 увеличилось на 48,5% в 2020 году по отношению к 2019 году: с 11,58 до 17,2 млн проездов, сообщили в ГК «Автодор», правительственной структуре, отвечающей за строительство платных трасс. Около 28% трафика в структуре потока на М11 занимают грузовые автомобили. Среднесуточная интенсивность по всем маршрутам от 208-го до 684-го км за прошедший год составила 24 тыс. транспортных средств, а в пиковые месяцы — свыше 37 тыс. ТС в сутки.

В ГК «Автодор» отмечают, что введенные в 2019 году участки существенно изменили популярные маршруты: выросло число местных корреспонденций, особенно в районе Петербурга. Дорога стала использоваться не только для транзитных поездок между столицами, но и на маршрутах малой протяженности, подчеркивают в ГК.

«До ввода последних участков до 60% трафика приходилось на транзит, то есть безостановочный проезд трассы от 208-го до 543-го км. С конца 2019 года около 15% трафика — это местные корреспонденции в районе КАД и Софийской развязки. Маршруты в рамках введенных в 2019 году участков 543–646 км и 646–684 км по итогам 11 месяцев 2020 года составляют 39% от общего числа проездов. Доля транзитного трафика — около 30%, это значит, что почти каждый третий автомобиль на участках М11 от Твери до Санкт-Петербурга единовременно проезжает весь маршрут»,— пояснили в компании.

Генеральный директор ООО «Магистраль двух столиц» (оператор участков около Петербурга) Антон Новиков отмечает, что за 2020 год по отрезку от 546-го до 684-го км М11 проехало более 8 млн автомобилей. Он подтверждает, что самым популярным является маршрут от КАД до съезда в Колпино и на Софийскую улицу, который работает как внутригородская магистраль и избавляет водителей от традиционных пробок на М10. «На него приходится до пятой части трафика: в сентябре, с окончанием отпускного сезона и каникул, на 16 км этого отрезка приходилось 19% трафика по всей платной трассе по сравнению с 11% в августе»,— приводит данные господин Новиков.

В среднем ежемесячно около 700 тыс. автомобилей проезжает по участку от Петербурга до Мясного Бора, делятся в компании. Рекорд трафика был поставлен в августе, когда на трассе было зафиксировано 1,13 млн машин. Автомагистраль на 70% загружена легковыми автомобилями, при этом увеличилась доля водителей с транспондерами (с 69% в январе до 74% в октябре), говорят в компании.

На всей протяженности М11 остается только один нескоростной участок — это обход Твери. Когда начнется строительство этого финального отрезка — ясности нет, говорят в ГК «Автодор». Сейчас автомобилисты, следующие по трассе из Москвы, сворачивают на южный обход города в районе Твери (149-й км), который входит в состав бесплатной трассы М10. До следующего пересечения с М11 они следуют, сталкиваясь с ограничениями скорости. Летом правительство Тверской области заявило, что начало строительства северного обхода Твери запланировано на 2021 год, завершение — на 2023 год. Стоимость строительства оценивается более чем в 60 млрд рублей.

Тарифный калькулятор

Масштабная стройка, которая велась с 2010 года, обошлась государству в 372 млрд рублей, частным инвесторам — в 148 млрд. Стоимость проезда из Москвы в Петербург для владельцев легковых авто варьируется от 1,3 до 2 тыс. рублей. Если исходить из среднего расхода автомобиля 9–10 литров на 100 км, то на всю поездку понадобится около 60 литров топлива, или 3 тыс. рублей. При этом заправки на М11 встречаются раз в 80–100 км, поэтому лучше ездить с полным баком. Таким образом, общая стоимость поездки составит 4–4,5 тыс. рублей, что дороже на 1–1,5 тыс. билета на поезд «Сапсан», который идет четыре часа. Поездка на автомобиле в Санкт-Петербург становится выгоднее поезда при условии, что в салоне перевозится три-четыре пассажира.

В ГК «Автодор» отмечают, что тарифная политика направлена на привлечение пользователей и в то же время на выполнение обязательств перед инвесторами, которые должны покрыть операционные расходы, связанные с содержанием дороги. В компании уверены, что большинство водителей в транзитном сообщении уже сделало выбор в пользу М11. Обход Твери, подчеркивают там, позволит сократить время в пути и привлечь локальные корреспонденции, как это произошло в Петербурге.

Efanov.jpg     

По мнению директора направления «Сопровождение строительных проектов» группы компаний SRG Алексея Ефанова, показатели фактического трафика на М11 недотягивают до прогнозов. «На новых участках еще идет процесс адаптации автомобилистов и перераспределение трафика между альтернативными дорогами не завершено, поэтому оценивать параметры участков пока некорректно. Но на головном участке, спрос на который за прошедшие пять лет уже стабилизировался, фактический трафик, по оценке Счетной палаты, в 2,4 раза меньше прогнозного»,— говорит эксперт. По его сведениям, стоимость проезда по участку не менее чем в полтора раза превышает плановую, из которой исходили при расчете прогнозного трафика десять лет назад, что во многом и обуславливает падение спроса.

Очевидно, что для повышения привлекательности трассы следует снизить плату за проезд, уверен господин Ефанов. Трасса изначально была ориентирована на то, что до 80% поездок будет совершаться пользователями, добирающимися на работу и с работы домой на ежедневной основе. Однако для этой категории автомобилистов цена оказалась заградительной, поскольку в этом случае они должны были бы тратить, по оценке Счетной палаты, от 6–12 до 59% средней заработной платы, в зависимости от участка, что неприемлемо.

Специалист предполагает, что планы строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом будут угрожать дополнительным снижением целевого пассажирского трафика на М11 в связи с колоссальным выигрышем во времени. Он не исключает, что в ближайшее время законодательным путем будет отрегулирован вопрос назначения платы за проезд по концессионным дорогам, что затронет и трассу М11.

Артем Кирсанов

Вернуться в раздел