25.05.2021 12:13:00
Источник: Коммерсантъ

Несмотря на постоянное развитие российского девелоперского рынка, утилизация строительного мусора по-прежнему сопровождается рядом трудностей. Впрочем, по оценкам экспертов, работа в этом направлении улучшается, а ее результат во многом зависит от добросовестности самих застройщиков и их подрядчиков.

Вопрос строительных отходов — непростой и в большей степени в России нерешенный, говорит управляющий партнер и руководитель отдела экологической сертификации Eco Standard Group Ксения Лукьященко. По законодательству строительная организация должна заключить договор с компанией, которая примет и вывезет мусор либо на полигон, либо на утилизирующее предприятие — в зависимости от вида отходов. «На деле, несмотря на то, что на многих объектах все же заключаются такие договоры, мы все равно видим, как даже в столицах застройщики осуществляют вывоз мусора неправильно. Не имея на то прав, они вывозят отходы на своих машинах на незарегистрированные полигоны, карьеры и мотивируют это тем, что отправлять на специализированный полигон дорого»,— отмечает она.

По словам эксперта, в основном на переработку можно сдать бетон, железобетон, кирпич и металл. Некоторые переработчики измельчают отходы во вторичный щебень и используют его для подсыпки дорог и котлованов, тогда материал получается дешевле первичного и хорошего качества. При этом плитку, гипсокартон и даже стекло почти никто не принимает.

Еще одна распространенная проблема, рассказывает госпожа Лукьященко,— недобросовестный подход самих переработчиков: очень многие компании пишут на своих сайтах, что принимают все виды строительного мусора, но на деле лишь могут «нарисовать» любую справку, если она необходима.

«Мы всегда стараемся искать для своих клиентов хорошие организации, которые хоть что-то обещают и имеют определенные мощности. Но в основном принимается только металл и бетонный бой. Остальные строительные отходы чаще всего единой массой отправляется просто на захоронение. При этом по бумагам может проходить другая информация. Так происходит потому, что законодательное регулирование в данной сфере отсутствует»,— отмечает специалист.

Усовершенствовать систему можно через программы сбора остатков материалов самими производителями, полагает она, но основная сложность этой идеи — необходимость предварительной сортировки мусора. «Многие наши пантеры-производители часто говорят, что были бы рады перерабатывать свои материалы, но они не могут самостоятельно обеспечить предварительную сортировку отходов, чтобы обеспечить себе необходимые объемы. А застройщики в большинстве своем заниматься этим не готовы»,— заключает госпожа Лукьященко.

Утилизация от производителя

Глава российского подразделения международного концерна Xella International (производит продукцию под брендом Ytong) Андрей Башкатов отмечает, что его компания на рынках Западной Европы имеет опыт сбора со строительных площадок отходов от собственной продукции, в России собирает палеты со строек второй год. «Последнее постановление Министерства экологии и природопользования Московской области обязывает строительные площадки собирать отходы раздельно. Утилизация отходов становится серьезной затратной статьей у подрядчиков, и сбор палет не вызывает сопротивления на объектах»,— указывает он.

Операционный директор направления «Полимерная изоляция» компании «Технониколь» Алексей Касимов солидарен с управляющим партнером Eco Standard Group в том, что вопрос цивилизованного обращения с ОСС (отходами строительства и сноса) стоит сегодня очень остро. По статистике строительный мусор составляет почти треть всех отходов. Еще в 2008 году в ЕС была принята рамочная директива, согласно которой основным способом борьбы с ростом объема ОСС должна стать переработка этих отходов для дальнейшего использования. Предполагается, что до 70% ОСС должны перерабатываться.

«Мы в 2017 году запустили программу "ТН-Рециклинг", в рамках которой предлагаем строителями сдавать отслужившую теплоизоляцию, пленки и прочее сдавать на переработку. Единственное строгое требование — отсутствие крупного мусора и посторонних предметов»,— добавляет господин Касимов.

К основным проблемам утилизации строительного мусора эксперт относит отсутствие продуманной инфраструктуры: для того чтобы найти переработчиков, готовых принять сырье для вторичной переработки, найти транспорт, оплатить логистику, приходится тратить много времени, сил и ресурсов, поэтому иногда отправить ОСС на свалку оказывается проще. «Для развития этого направления важно, чтобы помимо сбора строительных отходов, их качественно сепарировали, очищали полистирол от других компонентов… Еще одна сложность связана с содержанием антипирена в строительном утеплителе из полистирола — его наличие мешает повторной переработке»,— говорит он.

Улучшить и усовершенствовать работу по утилизации строительного мусора, считает господин Касимов, можно путем формирования экосистемы из российских компаний, готовых в дальнейшем стать поставщиками сырья для производства вторичного полистирола.

Вопрос ментальности

Основная проблема в утилизации строительного мусора заключается не столько в процессе сбора, сколько в переработке и вторичном использовании, соглашается с коллегами управляющий партнер бюро Front Architecture Владислав Спицын. «В Европе ситуация обстоит лучше: там переработанный строительный мусор направляют на строительство дорог, в Дании из мусора построили даже горнолыжный курорт. В России вопросы переработки мусора продвигаются сложнее, так как упираются в нашу ментальность и восприятие»,— подчеркивает он.

Так, несколько лет назад бюро предлагало использовать мусор для создания ландшафтного парка в Екатеринбурге. По проекту планировалось применять грунт из котлованов и мусор от сносимых зданий для формирования нового рельефа, но проект получил критику со стороны общественности: был принят как интересный, но от реализации отказались.

«Пока главная проблема подобных проектов — низкая заинтересованность. Даже в развитых европейских странах, например в Германии, где перерабатывают около 98% строительных отходов, государственные тендеры проходят без запроса на переработанные материалы. Но в России остро стоит вопрос строительного мусора, количество которого будет только расти после сноса домов по программе реновации. Московские власти нацелены на переработку около 90% всех отходов и повторное использование. В этом же году в Московской области ужесточили штрафы за несанкционированный сброс строительного мусора. По новым требованиям мусор должен утилизироваться и повторно использоваться. Что будет в действительности — покажет время»,— говорит господин Спицын.

Для строительных компаний утилизация мусора сегодня не представляет никаких трудностей, констатирует генеральный директор строительной компании GP Group Игорь Грецов: специализированные лицензированные подрядчики работают оперативно, технологии вывоза и утилизации отлажены четко. В 2016–2017 годах произошел резкий скачок цен, стоимость вывоза выросла примерно на 60%, отмечает он, но с тех пор ситуация стабилизировалась.

Классовая разница

Генеральный директор группы компаний «Крашмаш» Виктор Казаков отмечает, что в Москве в настоящее время весь объем строительных отходов паспортизируется и вывозится на специальные площадки, а процесс переработки во вторичный материал или утилизации строительных отходов полностью контролируется. В Петербурге и регионах переработка и вывоз осуществляются силами самих компаний при наличии лицензии или нанятых ими специализированных перевозчиков.

Основная масса отходов от демонтажных работ, уточняет он,— это IV–V классы опасности (бой кирпича, железобетона, строительный мусор). Эти типы отходов могут быть переработаны на месте с помощью мобильных дробильных комплексов и применены вторично — для строительства временных сооружений, подсыпки временных дорог, рекультивации земель. Однако пока вторичное использование строительных отходов развито далеко не так, как хотелось бы, говорит господин Казаков: если в среднем в Европе перерабатывают 98% строительных отходов, то в России этот уровень до сих пор объективно сложно оценить.

Отходы III класса опасности также часто встречаются на стройке — это, например, растворители, лакокрасочные материалы. Отходы I–II классов характерны при демонтаже промышленных предприятий в рамках редевелопмента территорий под жилое и коммерческое строительство.

«Отходы III–V классов опасности вывозятся на специализированные полигоны. И вот здесь мы сталкиваемся с первой большой проблемой: мощности полигонов в Петербурге и многих других регионах РФ практически исчерпаны. Другая глобальная проблема — это нелегальные свалки. К сожалению, ответственность для юридических лиц пока не настолько суровая, чтобы полностью отбить охоту у подрядчиков подготовительного цикла строительства нарушать закон и устраивать свалки в ближайшей лесополосе. На российском рынке демонтажа достаточно много непрофессиональных и некомпетентных подрядчиков, которые не устоят перед искушением сэкономить за счет сокращения плеча вывоза отходов, складировав их в ближайшем лесу»,— сетует гендиректор «Крашмаша».

        

Основные проблемы отрасли связаны с низким развитием направления переработки строительного мусора, соглашается с экспертами руководитель проектов направления «Инжиниринг» группы компаний SRG Александр Курицын. Среди них — низкая ликвидность бизнеса, дефицит точек приема, их недостаточное оснащение и номенклатура приема. Также имеют место недостаточное правовое регулирование и законодательная база, которая способствует скорее захоронению мусора, нежели ресайклингу. «В первую очередь следует сделать отрасль конкурентоспособной посредством законодательства. Так, необходимо повысить штрафы за строительный мусор и увеличить стоимость захоронения, предоставить льготы для бизнеса по переработке и повторному применению строительного мусора»,— полагает он.

Заместитель президента МОО «Мусора.Больше.Нет» Петр Левин солидарен со специалистами в части основных проблем отрасли, указывая на то, что большая часть строительных отходов является техническим грунтом, который в 70–80% случаев применяется повторно. «В Петербурге образовывается примерно 4,5 млн тонн отходов в год, из которых 1,5 тонны — это ТКО, еще 1,5 тонны приходится как раз на строительные отходы. Такой грунт некоторые строительные компании продают, а другие его покупают. Так, например, при строительстве временных дорог и котлованов нужен бетонный или кирпичный бой. Кроме того, большой пласт отходов — это металлолом, который сдается в переработку. Поэтому большая часть строительных отходов "ресайклится", а часть вывозится на полигон. Недобросовестные строители отходы вывозят на неорганизованные свалки»,— заключает он.

Дмитрий Матвеев

Вернуться в раздел