19.09.2019
Источник: RAEX Аналитика
Спиридонов.jpg    

Федор Спиридонов, Управляющий партнер Группы компаний SRG:


— На ваш взгляд, какие наиболее острые проблемы испытывают сегодня сфера оценки и институт её регулирования? Какие меры и кем предпринимаются для решения этих проблем?

— Одной из наиболее острых проблем я бы назвал недоверие потребителей к оценочному сообществу. Так, многие крупные банковские структуры пошли по пути создания собственных залоговых подразделений, хотя ещё 10 лет назад они были крупнейшими заказчиками (более 60% рынка оценки).

Большая часть потребителей оценочных услуг, — компании с государственным участием, — не могут провести закупочные процедуры, позволяющие отобрать организации с обширной базой знаний и системой качества, поскольку их услуги стоят дороже, чем у небольших организаций. Хотя при этом речь идет о сделках, исчисляемых сотнями миллионов, а иногда даже миллиардами рублей.

Что касается принимаемых мер, то в целом государство проводит политику, направленную на «очищение» рынка. В частности, количество оценщиков, сдавших квалификационный экзамен, существенно снизилось. Кроме того, в настоящий момент запущен механизм создания апелляционного органа на базе Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России, основной задачей которого должно стать рассмотрение жалоб по качеству оценки.

Вместе с тем не хватает законодательных изменений, касающихся условий закупок оценочных услуг. На мой взгляд, необходимо изменить доли влияния репутации компаний, а также наличия опыта специалистов и системы качества в бо́льшую сторону. Репутация оценщика — один из важнейших показателей, который сложно переоценить.

— Каким образом за последние годы поменялось качество оценки? Связано ли качество услуг с квалификационными экзаменами для оценщиков? Опишите, пожалуйста, неоспоримые критерии качества оценочных услуг.

— Качество оценки растёт, и по нескольким причинам. Это, прежде всего, повышение требований со стороны заказчиков, а также развитие технологичности процесса. И мы гордимся, что продукты SRG, связанные со скорингом и автоматизацией оценки, этому содействуют.

Квалификационный экзамен, ограничивающий вход в профессию, по моему мнению, также положительно влияет на качество оценки. Причём дело не столько в проверке знаний, сколько в повышении ответственности оценщиков, которые начинают дорожить своим статусом.

Если говорить о неоспоримых критериях качества оценочных услуг, в их числе я бы назвал:

  • опыт проведения оценок в конкретной отрасли;

  • аккредитации и опыт работы с крупнейшими банками и предприятиями;

  • положительный опыт защиты отчётов об оценке в судах;

  • участие оценочной организации в крупнейших профессиональных рейтингах;

  • наличие системы качества;

  • количество и опыт специалистов;

  • собственные аналитические базы в различных сегментах и дополнительные инструменты для анализа;

  • безупречная репутация.

— Каковы основные итоги деятельности вашей группы по итогам прошлого года? Как вы оцениваете своё развитие и какие перспективы видите? Какой инновационный опыт своей работы вы могли бы отметить?

— Из года в год SRG демонстрирует развитие, о чём свидетельствует увеличение выручки. В этом году мы планируем продолжить этот рост. В течение года мы уделили особое внимание наращиванию компетенций, позволяющих предлагать нашим клиентам комплексные решения, увеличивающие эффективность их бизнеса и опирающиеся в том числе на IT-решения. В качестве примера могу привести нашу собственную огромную структурированную аналитическую базу по недвижимости. Кроме того, наш проект в сфере ипотечного кредитования «Лёгкая ипотека» получил статус резидента Сколково. «Лёгкая ипотека» — это комплекс автоматизированных онлайн-решений с единой платформой для всех участников ипотечного кредитования. Среди его ключевых преимуществ — удобный и быстрый сервис в «одном окне» для заёмщиков банка, ускорение процессов и снижение издержек на каждом этапе кредитного конвейера.

SRG работает с компаниями из различных отраслей экономики, формируя продукты по оценке и комплексному консалтингу с учётом отраслевой специфики и потребностей клиентов.

— Какое влияние на оценочные услуги оказывает цифровизация? Приведите примеры технологичных решений, которые вы предлагаете своим клиентам. С чем они связаны, каковы основные цели таких продуктов, в чём их преимущество — в том числе для заказчика?

Автоматизация и цифровизация всё активнее развиваются и уже не могут не влиять на другие отрасли. Оценочная деятельность — не исключение. Так, одним из трендов последних лет является применение электронной цифровой подписи и переход к безбумажному документообороту. SRG идет в ногу со временем — наши IT-решения позволяют пользователям избавить себя от лишней рутины при проведении типовых оценок, включая возможность оформлять отчёты в электронном виде, а также использовать широкий аналитический инструментарий в своей работе.

Основная цель таких разработок — повышение информационной прозрачности рынка недвижимости и обеспечение комфортного, эффективного и недорогого сервиса для клиентов наших партнеров-банков.

— В последние годы спрос на услуги в области международных стандартов финансовой отчётности замедлялся. Тем не менее, могли бы вы выделить наиболее актуальные вопросы МСФО, затрагивающие сферу оценочной деятельности и подразумевающие поддержку консультанта? Стимулируют ли они спрос на оценку по МСФО?

— Мы оказываем своим клиентам услуги в том числе и по оценке для МСФО, однако я не назвал бы долю таких заказов доминирующей в нашем портфеле. Безусловно, стандарты МСФО наиболее объективно отражают финансовое состояние предприятий, позволяют инвесторам и кредиторам принимать более взвешенные решения, улучшая прозрачность российской экономики. Применение стандартов МСФО формирует сложившийся спрос на оценочные услуги в рамках оценки справедливой стоимости отдельных активов и обязательств, распределения цены сделки и первого применения. По нашему мнению, динамика спроса на услуги в области МСФО коррелирует с общей динамикой перехода предприятий на стандарты МСФО.

Подробнее - по ссылке


Вернуться в раздел

Дубинина Екатерина

Руководитель отдела маркетинга и PR

+7 (495) 797-30-31

+7 (985) 141-19-14

DubininaEV@srgroup.ru

Подписаться на новости
Поделиться