18.08.2021 13:20:00
Источник: РБК

Новый закон стимулирует аэродромы и строителей разобраться с землей как можно быстрее

Принятое парламентариями решение вынуждает аэродромы принять границы приаэродромных территорий (ПАТ), в пределах которых девелоперы теперь смогут активно заниматься, в том числе, жилищным строительством. Согласно законопроекту № 957544-7, если до 1 июля 2021 года аэродромы не успели установить границы своих подзон, они обязаны это сделать до 2025 года в соответствии с требованиями статьи 47 Воздушного кодекса РФ. В Воронеже на сегодня согласованные подзоны имеют ПАО «ВАСО» – Воронеж (Придача) и «Чертовицкое». РБК Черноземье направил запрос в аэродром «Балтимор» с целью узнать планы по согласованию ПАТов, но оперативного ответа получить не удалось.

Границы приаэродромных территорий определяются по проекции полос воздушных подходов на землю, в случае, если полосы не установлены – окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. Эти границы, как правило, поделены на шесть или семь подзон: наибольший интерес для застройщиков представляет самая крупная – седьмая. Как сообщают участники воронежского строительного рынка, ранее, в связи с отсутствием единой методики подзона проектировалась операторами аэродромов «без учета интересов городского развития». Седьмая подзона охватывает значительную площадь города, и, по мнению застройщиков, полностью блокирует строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры. 

Регламент пользования землей в ПАТ прописывается обязательно. Например, «ВАСО» на своей седьмой подзоне не допускает «определенную жилую застройку, рекреационные зоны, курорты и санатории, отдельные промпредприятия, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания». В то же время разрешаются склады для пищевой и лекарственной продукции, бани, прачечные, отдельные учреждения закрытого типа и другие объекты хоздеятельности. Отметим, что при выборе объекта застройки в седьмой подзоне необходимо учитывать показатели для нормальной жизнедеятельности человека – рассеивание шума, ЭМИ радиочастотного диапазона и концентрацию загрязняющих веществ в атмосфере.

Как подтвердили РБК Черноземье в компании, ПАТы на заводе «ВАСО» установили еще в 2017 году. Однако в Решении об установлении приаэродромной территории «ВАСО» не указан предельно допустимый уровень шума в седьмых зонах, что может негативно повлиять на безопасность и комфорт жизни людей в случае, если они приобретут там недвижимость. «Уровень шума ПАТ «ВАСО» отличается от уровня шума любого регионального и международного пассажирского аэропорта, так как количество взлетно-посадочных операций на заводском экспериментальном аэродроме значительно меньше. Все отработочные площадки располагаются в значительном удалении от жилых массивов, – пояснили РБК Черноземье в пресс-службе ПАО «ВАСО». – Кроме этого, у нас не проводится круглосуточных полетов, как у международных и региональных аэропортов. Мы летаем только в светлое время суток, и то в соответствие с графиком летных испытаний того или иного воздушного судна. В итоге, если взять средне годичный показатель взлетно-посадочных операций за последние пять лет, то в месяц у нас происходит около 20 взлетно-посадочных операций, а даже в небольшом международном аэропорту их количество составляет порядка 1000 в месяц». Аэродром добавил, что несмотря на наличие утвержденного Решения, если близлежащую территорию соберутся реконструировать, в него возможно внести корректировки.

Efanov.jpg     

Эксперты выражают опасения по отношению к действиям девелоперов на таких участках. В соответствии с ГОСТ 22283-2014 допустимый уровень шума в дневное время установлен в 55 децибел, а в ночное время – в 45 децибел. «Седьмая подзона приаэродромных территорий ограничивает застройку жилыми и социальными объектами в целях защиты людей от шума и иных негативных воздействий аэродрома. Поэтому облегчение строительства на приаэродромных территорий вероятнее всего приведет до 2025 года к появлению в опасных зонах объектов, строительство которых здесь контролировалось Росавиацией и Роспотребнадзором. Разумеется, от этого могут выиграть застройщики, но на здоровье людей такое соседство будет влиять негативно», – считает директор направления «Инжиниринг» Группы компаний SRG Алексей Ефанов.

Руководитель оценочной компании «Центр делового консультирования» Никита Бубякин поясняет, что седьмая подзона – это территория, в пределах которой уровень шумового загрязнения действительно может быть опасен для здоровья проживающих на ней граждан, в связи с чем и возникает требование об обязательном ее установлении. «Любое движение застройщика в седьмой подзоне должно проходить согласование как с Росавиацией, так и с Роспотребнадзором, который должен будет выдать или отказать в выдаче положительного санитарно-эпидемиологического заключения. Девелоперы же сейчас будут стараться начать столько проектов на этих территориях, сколько смогут, чтобы снизить риски блокирования их Росавиацией, Роспотребнадзором и администрацией аэропортов после установления границ, что может случиться даже раньше 1 января 2025 года», – подчеркивает эксперт.

Справка

В 2017 году в Воздушный кодекс РФ внесли изменения, согласно которым, для каждого аэропорта должна быть утверждена схема приаэродромной территории (ПАТ) и порядок ее использования. В зоне влияния аэродромов строительство любого объекта обязательно согласовывается с собственниками воздушных гаваней до получения на него разрешения. Закон № 957544-7 дополняет этот документ, упрощая согласование застройщикам – в его разработке участвовал Технический совет НОСТРОЙ. Согласно заключению совета, среди основных проблем строителей обозначены отсутствие единого стандарта для Решений (основной документ, описывающий ПАТы), отсутствие единой методики определения границ, а также неполнота данных о подзонах. Например, зачастую трудности в согласовании вызывает расчет предельно допустимой высоты зданий в третьих подзонах. 

Вернуться в раздел