«Основной вектор — слушать и слышать своего клиента. Понимать проблему и предлагать решение на шаг вперед. Это значит, что архиважно и сегодня, и завтра смотреть не только на то, что ты хорошо делаешь, а на потребности рынка и адаптировать свой бизнес, продукты и услуги под них.»
— На ваш взгляд, как отразился кризис на оценочном бизнесе вашей группы, и какие результаты вы ожидаете в 2021 году?
— Для группы 2020 год в целом сложился успешно. В частности, в сегменте оценочного бизнеса по итогам года SRG показала рост, хотя он и не был постоянным в периодах. Все мы помним, как во время первой волны пандемии весь бизнес перестраивал процессы и осваивал удалёнку. Не у всех наших заказчиков получалось адаптироваться быстро, как следствие — замедлились процессы, и уже во втором квартале мы зафиксировали снижение объёмов оценочных услуг. Небольшое падение было и в третьем квартале, но постепенно ситуация стабилизировалась.
Важным стабилизирующим фактором стало и то, что у нас не произошло оттока клиентов. В сегменте кредитования МСБ был отмечен провал, но со временем объёмы восстановились.
В целом любую ситуацию, какой бы стрессовой она на первый взгляд ни казалась, следует воспринимать как опыт и стараться извлекать из него пользу для бизнеса. Например, для нас стал полезным переход в онлайн, в том числе в части мероприятий. За время пандемии рынок привык к видеоконференциям и по достоинству оценил их преимущества. SRG не стала исключением — в этом году мы проведем международную конференцию по оценочной деятельности (МКОД-2021) дистанционно, ориентируясь на опыт прошлого года. Такой формат позволил существенно расширить географию участников и сделать мероприятие бесплатным для оценочного сообщества.
Таким образом, мы стараемся постоянно искать пути развития и повышения экспертизы отрасли, работая, в том числе, над собственными продуктами и компетенциями. Безусловно, это ответ на вызовы времени, но это ответ со знаком плюс: не оптимизация, не снижение темпов, а наоборот, продолжение повседневной работы, направленной на изучение потребностей рынка, обновление портфеля услуг, усиление команд, проработку и повышение потребительской ценности продуктов. Ожидаем, что выбранная стратегия естественного роста позволит нам улучшить результаты прошлого периода.
— Что вы считаете наиболее важным в развитии вашей группы в 2021 году?
— Люди и кадровый потенциал всегда были и остаются основным ресурсом в оценочном бизнесе. Мы сфокусировались на «выращивании» квалифицированных специалистов, придерживаемся принципа непрерывного развития и обучения сотрудников как внутри компании, так и за её пределами. Важно, чтобы специалисты на всех уровнях понимали, что происходит в компании и каковы их возможности для развития в ней. Для этого в SRG существует ряд эффективных инструментов, среди которых программа адаптации новых сотрудников, наставничество, регулярная оценка персонала, система грейдов.
Кроме этого, мы активно работаем над корпоративной культурой. Она является своеобразным ориентиром для внутренних и внешних коммуникаций, сигналом для подходящих и фильтром для неподходящих людей. Результат такого подхода — сильная профессиональная команда с чётким пониманием целей и своего карьерного пути в компании, а также не менее сильный кадровый резерв, часть сотрудников которого становится оптимальными кандидатами для ведущих компаний рынка консалтинга и оценки. И когда шутя SRG называют «кузницей кадров» для оценочной отрасли, думаю, доля правды в этом есть. Люди были и остаются нашей самой ценной инвестицией.
— По вашему мнению, не противоречат ли друг другу тренд по инвестициям в человеческие ресурсы и тренд на автоматизацию и цифровые решения в оценочной деятельности?
— Нисколько. Ведь чтобы двигаться вперед и предлагать рынку современные цифровые решения, нужно иметь для этого обученную высококлассную команду специалистов.
— Как вы считаете, актуальна ли цифровизация для оценочной деятельности? В чём её цели и польза для сферы оценки?
— Цифровизация — вызов времени, которому надо соответствовать. Думаю, сегодня SRG вполне может называть себя одной из самых технологичных компаний в оценочной сфере. Мы создали удобный сервис для самой точной оценки в ипотечном сегменте. Наша система «Лёгкая ипотека» установлена в большинстве ведущих банков, у неё высокий уровень «безотказности». Система работает практически непрерывно 24/7, и мы стремимся к улучшению показателей. Это не что иное, как цифровая трансформация в части ипотечного рынка, где много типовых случаев, но при этом есть и уникальные проекты. Внедрение математических алгоритмов позволяет точно оценивать, проверять, помогать оценщикам делать их работу качественнее. Мы «прокачиваем» экспертизу в части сопровождения всей ипотечной сделки, агрегируя туда внешних участников. На сегодняшний день это оценочные и страховые компании.
В части коммерческой недвижимости SRG располагает достаточно большой базой данных и на текущий момент структурирует её, создавая удобный инструмент для многофакторного анализа объектов недвижимости. Мы делаем аналитику рынка различных сегментов недвижимости во всех регионах, что даёт возможность нашим клиентам оперативно получать актуальные сведения об объектах оценки и изменениях рынка. Наше решение уже используется в сегменте МСБ, оно удобно для банков — для них это возможность отдать оценку коммерческих объектов на аутсорсинг.
— Как вы охарактеризуете текущий спрос на оценку недвижимости? Каким образом меняется объём работ у оценщиков в этой области, и каковы перспективы развития этого сегмента услуг?
— Спрос на оценку недвижимости в целом остаётся на прежнем уровне. При этом объёмы работ сокращаются, а значит возрастает конкуренция. Свой продукт по оценке недвижимости мы делаем более конкурентоспособным за счёт аналитики и автоматизации, работая в различных сегментах кредитования — как в корпоративном, так и в сегменте МСБ, предлагая банкам разный подход. Кроме того, мы работаем по оценке, в том числе недвижимости, с крупными государственными и частными компаниями.
Но точки роста у отрасли, безусловно, есть. Одна из них — адаптация законодательства к потребностям отрасли. Сегодня нередки случаи, когда заказчику требуется опыт оценки в очень узком сегменте, например, в оценке нетиповой специализированной недвижимости. Такие узкопрофильные специалисты являются на рынке штучными и их работа стоит дороже по сравнению с «универсальными» оценщиками. Но воспользоваться их услугами часто оказывается невыполнимой либо слишком долгой и неуправляемой процедурой, поскольку в законодательстве сферы закупок основным критерием выбора контрагента является цена услуги. Очевидно, что изменение критериев значимости в тендерных процедурах может стать одним из драйверов увеличения объёма работ по оценке, в том числе оценке недвижимости.
Наряду с изменением законодательства к драйверам, повышающим потребность в услугах оценщиков, также можно отнести рост спроса на кредитование.
— На ваш взгляд, повлияет ли повышение ключевой ставки на объёмы ипотечного кредитования, продажу недвижимости (в том числе коммерческой) и строительство?
— Повышение ключевой ставки приведёт, скорее всего, к пропорциональному росту ипотечных ставок. Но расти они будут не очень быстро, так как банки все ещё заинтересованы в наращивании ипотечного портфеля. Пока ставки остаются низкими по отношению к инфляции, интерес к ипотеке какое-то время продержится. Но со сворачиванием программы льготной ипотеки объём ипотечных выдач однозначно пойдёт на спад, равно как и спрос на жилье.
Спрос на коммерческую недвижимость оказался под влиянием пандемии: торговые и офисные пространства пустовали, активность прослеживалась разве что в сегменте складской недвижимости.
Тем не менее, в самом строительстве объёмы будут наращиваться: у правительства масштабные федеральные программы и планы по развитию территорий, строительству жилых и инфраструктурных объектов. В промышленном строительстве объемы также достаточно велики, поскольку много компаний развивается, создаются дополнительные мощности.
Что касается ипотечного кредитования, то здесь стоимость оценочных услуг уже довольно низкая. С учетом колебаний рынка и различных рисков необходим более тщательный подход к оценке даже типовых объектов, поэтому, возможно, имеет смысл незначительно увеличивать стоимость услуг, особенно по уникальным объектам.
— Охарактеризуйте, пожалуйста, сегмент услуг по оценке бизнеса? Повлияла ли пандемия на изменение спроса в этом направлении оценки?
— Существенного изменения спроса в этом сегменте мы не наблюдали. Возможно, из-за наличия долгосрочных проектов, по которым всё это время велась работа. Это и банки, и крупные компании из различных отраслей экономики.
Оценка — главным образом экспертная деятельность, поэтому временный переход на удалённую работу особо не отразился на производительности труда и решаемых задачах. База знаний, рыночная информация, аналитические материалы и документооборот — всё это доступно в цифровом виде, поэтому бизнес-процессы кардинально не изменились. Совещания и переговоры проводились онлайн, таким образом все документы для совершения сделок готовились в обычном режиме.
В России, как и во всём мире, можно было отметить оживление сделок M&A, где требовался сопутствующий консалтинг по due diligence и оценке. Поскольку в нашей стране многие сделки проводятся с привлечением заёмных средств, банкам необходимы отчёты об оценке. Поэтому услуги оценочных компаний в этом сегменте остаются востребованными.
— Как вы в целом могли бы охарактеризовать текущую потребность банков в оценке?
— Поскольку оценка для целей залога не является обязательной, то в банковской системе есть три разнонаправленных вектора развития.
Часть банков располагает собственными службами, которые способны оценить типовые объекты и не перекладывать эти затраты на заёмщика. Ещё одна часть банков отдаёт оценку на аутсорсинг как непрофильную функцию, при этом развивает IT-сопровождение продукта с системными партнёрами-оценщиками, внедряет системы автоматического скоринга стоимости, постоянно улучшая и ускоряя сервис, делая его максимально комфортным для заёмщика, но оставляет контроль за собой. Сохраняется и традиционная модель взаимодействия банка и оценщика, когда заемщик заказывает отчёт за свой счёт у аккредитованной компании и несёт его в банк на проверку. Однако доля таких взаимоотношений сокращается.
При этом для работы с нетиповыми объектами, требующими специализированных отраслевых знаний, квалифицированной команды, смежной маркетинговой или строительной экспертизы, банки обращаются к консультантам-оценщикам.
Таким образом, будущее оценки для целей залога мы видим в автоматизированном скоринге и контроле стоимости типовых залогов. При этом понятие «типовые» будет постоянно расширяться. Если скорость обработки и принятия решений по автоматизированным скоринговым системам повысится, а точность будет иметь допустимые отклонения, то такие решения составят конкуренцию по эффективности внутренним службам банков.
Для традиционных отчётов об оценке места в этом бизнес-процессе, скорее всего, не останется. Актуальной будет узкоспециализированная оценка для целей залога, востребованная в госбанках, где в части сделок оценка по-прежнему остаётся обязательной.
— Что же остаётся делать оценщику в столь усложняющихся условиях работы?
— Основной вектор — слушать и слышать своего клиента. Понимать проблему и предлагать решение на шаг вперед. Это значит, что архиважно и сегодня, и завтра смотреть не только на то, что ты хорошо делаешь, а на потребности рынка и адаптировать свой бизнес, продукты и услуги под них.
Одна из очевидных потребностей сегодня — комплексность продукта. Вот почему, например, наш бизнес уже давно перестал быть просто оценочным — мы превратились в консалтинговую группу. Наша команда ведёт активную работу над развитием комплексной экспертизы для банков. Помимо оценки мы можем предложить им, исходя из особенностей проекта, дополнительную техническую экспертизу, маркетинговые исследования, строительную экспертизу и другие услуги. Все эти компетенции связаны между собой и в результате позволяют предоставить банку полную картину по проекту с учётом возможных рисков, на основе которой можно принять эффективное решение. Развитие комплексности продукта влечёт расширение команд во всех этих направлениях.
— Для оценщиков начались продления квалификаций в области оценки. Расскажите вкратце, поменялось ли что-то в этом процессе, сложно ли в текущих условиях сдать экзамены?
— Формат продления квалификации для оценщиков значительно не поменялся. Экзамены требуют от оценщиков базового уровня подготовки, сдать их для практикующих специалистов не составляет труда.
Министерству экономического развития потребовалось много усилий, чтобы выстроить простой и эффективный процесс отбора оценщиков, соответствующих профессиональным стандартам. Однако функцию обновления и корректировки сложившейся системы, на мой взгляд, не стоит перекладывать на государство. Вопрос должен регулироваться со стороны оценочного сообщества и заказчиков. Отрасль может сама себя отрегулировать, главное — предоставить ей такую возможность.
— Вы имеете в виду саморегулируемый механизм обновления оценочной отрасли?
— Здесь камень преткновения — требования к квалификации заявок в части конкурентных процедур. Законодательство в сфере закупок опирается на ценовой критерий как основной, присваивая ему максимальный вес при выборе контрагента. В такой ситуации теряют все, кроме случайных игроков на рынке оценки, которые не заботятся о качестве своих услуг и не интересуются длительным сотрудничеством с клиентами.
Оценка может требовать глубокой экспертизы и понимания специфики отрасли. Но очевидно, что оплата труда специалистов с такими компетенциями существенно выше, чем у оценщиков с базовым набором знаний. При этом выбор квалифицированного эксперта — выгодное решение для всех, поскольку это более качественная стоимостная экспертиза.
Отметим, что для закупки экспертизы согласно ФЗ №44 отводится до 70% на неценовые критерии, тогда как для оценки, несмотря на то, что по сути это и есть стоимостная экспертиза, — только 40%.
Чтобы отрегулировать сложившуюся ситуацию, оценочному сообществу требуется помощь со стороны государства. Подтверждает это резолюция круглого стола, который мы провели в этом году совместно с профильным комитетом «Деловой России». По его итогам мы выступили с инициативой пересмотреть значимость критериев. Нас уже поддержало Министерство экономического развития РФ, проработка вопроса продолжается.
Мы надеемся на положительное решение, ведь после его принятия на законодательном уровне рынок сам отрегулирует неценовые критерии, среди которых обязательно окажутся повышенные требования к квалификации, опыт компании и специалистов, наличие автоматизированных решений и так далее.