02.09.2020 09:34:00
Федор Спиридонов, Группа компаний SRG, SRG      

Фёдор Спиридонов, управляющий партнёр группы компаний SRG

— Какие законодательные нормы 2019–2020 гг., оказывающие влияние на оценочную деятельность в России, вы могли бы отметить и с чем они связаны? Какие наиболее острые проблемы сферы оценки и институтов её регулирования за последний год удалось решить профессиональному сообществу?

— Существенные сдвиги в регулировании оценочной деятельности произошли в 2018 году, когда была введена обязательная сдача квалификационных экзаменов. Сначала нововведение вызвало противоречивую реакцию, но постепенно рынок адаптировался. Основана задача тестирования — выявить оценщиков, имеющих реальную практику. Безусловно, такая проверка не покажет наличие у специалиста глубокой отраслевой экспертизы, но, по крайней мере, даст уверенность, что он имеет минимальные базовые знания, необходимые для работы в оценке.

Ещё одно изменение — переход в 2019 году функции контроля за деятельностью саморегулируемых организаций от Росреестра к Министерству экономического развития, после чего МЭР сообщило о плане реформирования оценочной деятельности. 

Одним из тезисов, воплотившихся в жизнь на этапе апробации, стало создание апелляционного органа при Совете по оценочной деятельности. Его основная функция — рассматривать во внесудебном порядке обращения заявителей, не согласных с решениями саморегулируемых организаций оценщиков. Этот орган в настоящее время работает в тестовом режиме, однако, уже видны многие противоречия в его правовом статусе, в частности — в легитимности его решений и обязательности их исполнения.

Также вышли в свет новые международные стандарты оценки МСО 2020, при этом проект гармонизации российских стандартов оценки с международными стандартами пока так и не воплотился в жизнь. Гибрида между ФСО и МСО пока не получается. 

Ещё одним важным инфоповодом в оценочном сообществе по-прежнему остаются перипетии с изменениями законодательства в части оценки и оспаривания кадастровой стоимости.

О спросе на оценку

— Расскажите, какие факторы в 2019 году обуславливали обращение заказчиков за услугами в области оценки? В частности, что обуславливало спрос на оценку бизнеса и ценных бумаг, оценку недвижимого имущества, оценку транспорта и оборудования? Изменилась ли ситуация в 2020 году? Какие услуги востребованы со стороны заказчиков в настоящий момент и сохранится ли спрос на них в перспективе?

— Традиционно спрос на оценочные услуги формируют события экономического характера, отражающиеся на бизнесе. В числе ключевых факторов в 2019 году можно назвать развитие рынка кредитования, усиление позиций государственных компаний, снижение инвестиционной активности, повсеместную автоматизацию и другое. Все они обозначили спрос на различные сегменты оценочных услуг. Один из них — кредитование. В этом направлении мы сотрудничаем с различными банками, наиболее востребованной услугой здесь является оценка залогов: бизнеса, различных видов имущества.

Второй сегмент — сделки купли-продажи или отчуждения для государственных предприятий. Для их проведения также необходима работа оценщиков. Также сохранялся устойчивый спрос на сопровождение сделок между коммерческими структурами, оценку проблемных активов, уступку прав требований, банкротство.

В 2020 году динамика спроса на оценку в разрезе видов услуг и типов объектов сильно не изменилась, поскольку не было сформировано новых обязательных требований к оценке. Однако нельзя не заметить всплеск спроса на оценку дефолтных кредитов и портфельных активов, обусловленный санацией и реструктуризацией крупных московских банков.

В этом году становятся более отчетливыми тенденции, наметившиеся ранее. Так, банки создают собственные подразделения по оценке залога, и оценочные компании вынуждены конкурировать с ними. Таким образом, объёмы в этом сегменте не увеличиваются. Однако оценочные компании по-прежнему принимают активное участие в кредитовании крупных проектов. Это позволяет банку вести конструктивный диалог с клиентом и обеспечивает аргументированную позицию относительно залоговой стоимости имущества.

Ещё одна тенденция в оценочной отрасли — автоматизация процессов. Для нашей компании она носит положительный характер, поскольку мы активно занимается разработкой и внедрением IT-решений для финансовых институтов. SRG одной из первых начала переводить в онлайн процессы, связанные с ипотечным кредитованием, и сегодня является ведущим провайдером этих услуг в России. Наши решения делают работу крупных клиентов эффективнее, создают им дополнительные конкурентные преимущества. В частности, банки могут быстрее провести верификацию оценок для целей залога.

В целом в 2020 году из-за пандемии активность по сделкам снизилась, это повлияло на объёмы, но сейчас, я считаю, пока рано сравнивать показатели с 2019 годом.

Об оценке во время карантина

— Расскажите, приостанавливались ли у вас работы? Если да, то когда была возобновлена деятельность? Переносится ли выполнение каких-либо работ на более поздние сроки. Какие услуги было оказывать сложнее всего и каким образом проводились работы, например, по оценке недвижимого имущества или оценке транспортных средств и оборудования?

— Во время изоляции работа нашей компании не приостанавливалась. Благодаря высокому уровню автоматизации мы оперативно перевели сотрудников — более 400 человек — в режим удалённой работы; везде, где это возможно, наладили электронный документооборот и качественный доступ к необходимым ресурсам. Это позволило организовать бесперебойное взаимодействие как внутри коллектива, так и с клиентами.

Многие функции выполняются в онлайн-формате даже после снятия ограничительных мер. По большей части это операционные процессы, которых много в розничном сегменте — оценке для ипотечного кредитования. Работа с корпоративными клиентами требует больше индивидуального подхода и личного включения специалиста. Тем не менее, многие встречи всё равно проводятся онлайн: в таком формате можно быстро обсудить текущие вопросы с привлечением большого числа людей.

В оценочном бизнесе основной ресурс — это кадры. У нас сильная профессиональная команда, работа в которой четко выстроена. Сотрудники понимают общую цель компании и свою роль в её достижении, и благодаря общей слаженной работе мы преодолели трудный период. Подтверждением этого стали результаты опроса банков и оценщиков, который мы проводили. По мнению респондентов, существенного изменения сроков выполнения оценочных работ во время пандемии не произошло, качество услуг в большинстве своём сохранилось. Это касалось как рынка в целом, так и нашей компании в частности.

Основные сложности во время карантина были связаны с получением информации от заказчиков, поскольку не все из них успешно перешли на удалёнку. Ещё одно неудобство было связано с инспекцией объектов, которую трудно провести без выезда специалистов на место. В зависимости от конкретного случая нами подбиралось подходящее решение. В ряде случаев допускалось использование фото- и видеоматериалов, многие клиенты разрешали перенести инспекцию на более поздний срок, а в некоторых регионах не было жёстких ограничений, и специалисты могли выехать и провести работу в привычном формате.

В целом, с высоты полученного опыта, мы видим, что многие сотрудники в период ограничений столкнулись с дефицитом общения и отсутствием возможности лично обсудить и решить возникшие вопросы. Потребовалось некоторое время, адаптационный период, пока всё встало на свои места, команда приспособилась взаимодействовать на расстоянии.

О влиянии карантина на оценку

— Как, по вашему мнению, может повлиять на оценочную деятельность карантинная изоляция? Станут ли события весны 2020 года предпосылкой роста интенсивности внедрения новых технологий в сферу оценки? Если да, то с чем такие технологии будут связаны? Возможна ли трансформация сферы оценки под влиянием кризиса через слияния оценочных организаций?

— В первую очередь самоизоляция отразилась на сокращении объёмов услуг, поскольку активность клиентов в этот период снизилась или совсем приостановилась. Второй момент, на который оказала влияние пандемия, — развитие автоматизации. Безусловно, коронавирус стал предпосылкой появления многих технологических решений — но не стоит переоценивать масштаб этих процессов. Дело в том, что существуют типовые объекты, например, жилая недвижимость. Информация по этому рынку структурирована, а процент автоматизации в работе с ним довольно высок – значимый вклад в это внесла и наша компания.

Ситуация в сегменте коммерческой недвижимости несколько иная. Разработка высокотехнологичных решений для него активно ведётся. В частности, мы уже тестируем свои разработки вместе с крупными российскими банками. Тем не менее, на рынке часто встречаются проекты, имеющие индивидуальные особенности и требующие профильных знаний и экспертной глубины, — их могут предложить только опытные специалисты, которых пока невозможно заменить роботами.

Одним из «уроков» пандемии стал для нашей компании перевод ряда функций в дистанционный формат. Оценка во время карантина стёрла границы пространства при работе проектных команд. Не имеет значения, где работают сотрудники: в офисе или дома, и даже то, в каком городе они находятся. Современные средства организации единого рабочего пространства оказались эффективными в решении консалтинговых задач. Тем не менее, удалённая работа эффективна далеко не во всех направлениях, «живая» коммуникация с заказчиками незаменима в нашей деятельности. 

Тенденция слияния оценочных организаций существует, однако эффективность этого процесса для меня пока не очевидна. Дело в том, что внутри каждой компании существуют своя субкультура и отлаженные с учётом особенностей бизнес-процессы. Это единая система, настроенная на эффективную работу. И когда две организации с совершенно разными системами пытаются объединиться, это чревато потерей квалифицированных сотрудников, что непременно отразится на качестве и не принесёт ощутимых плодов от слияния.

Об аккредитациях и отборах

— Расскажите, пожалуйста, о наиболее сложных отборах оценщиков, проводимых в 2020 году на федеральном уровне? В чём их сложность и каковы преимущества организаций, прошедшие такие отборы? По вашему опыту, какие факторы способствуют успешному прохождению подобных отборов и аккредитаций?

— Основная сложность, на мой взгляд, — это ограничения, которые накладываются на государственных заказчиков законодательством в сфере закупочной деятельности. Требования, которые в них прописаны, делают основным критерием выбора поставщика оценочных услуг цену — тогда как репутация, ответственность, квалификация сотрудников уходят на второй план. Таким образом, клиент с большой вероятностью получит услугу плохого качества, ведь многие оценщики, предлагающие низкие цены, экономят на квалифицированных специалистах. Решением этой проблемы могут стать изменения в законодательстве, позволяющие выбирать оценочную компанию, опираясь не только на стоимость услуг, но и на систему контроля качества, опыт, квалификацию и внутреннюю базу знаний. 

Что касается специфичных отборов, то в этом году были конкурсы, в которых участвовали консорциумы, включающие до 10 компаний. Это несколько необычно, поскольку не понятно, для чего создавать объединение с разрозненными бизнес-процессами и отсутствием единой системы.


Вернуться в раздел