01.10.2020 11:42:00
Источник: Коммерсантъ

В шесть раз выросли убытки гостиниц и предприятий общественного питания в Новосибирской области в первом полугодии 2020-го в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Пандемия COVID-19 оказала разрушительное действие на всю сферу услуг в регионе, заявляют бизнесмены. Поток посетителей гостиниц упал в разы, при этом себестоимость всех операционных процессов выросла. В конце июня отрасль начала слабое восстановление — в основном за счет индивидуальных гостей. Однако убытки колоссальны, и отыграть ситуацию к концу года получится далеко не у всех, считают эксперты.

В Новосибирской области в первом полугодии объем гостиничных услуг из-за снижения деловой активности, вызванной коронавирусными ограничениями, сократился на 40% в сравнении с аналогичным периодом 2019-го (до 981,9 млн руб.), подсчитали аналитики инвестиционной компании «Финам». При этом, подчеркивают эксперты, в статистику попали «допандемийные» январь и февраль. Падение же в период с апреля по июль и вовсе превысило 60%. «В предыдущие годы динамика была умеренно позитивной, и сектор гостиничных услуг находился в довольно стабильном состоянии. Он прирастал, но весьма невысокими темпами»,— отметил эксперт ГК «Финам» Алексей Коренев. Открытий новых брендированных гостиничных объектов в 2020 году в Новосибирской области не было и не заявлено.

Согласно данным Новосибирскстата, предоставленным „Ъ — Экономика региона“, убыток гостиниц и предприятий общественного питания в Новосибирской области в первом полугодии 2020-го в сравнении с аналогичным периодом прошлого года вырос в шесть раз — до 420 млн руб. Доля убыточных компаний увеличилась с 54,6% в 2019 году до 81,8% в 2020-м.

Участники рынка говорят о разрушительном воздействии COVID-19 на всю сферу услуг. «Отель Doubletree by Hilton Novosibirsk не стал исключением. В период наиболее критических месяцев ограничений отель по сравнению с предшествующим аналогичным периодом годом ранее катастрофически терял в загрузке и показателях среднего тарифа (ADR)»,— рассказал генеральный менеджер работающего в регионе с 2010 года отеля Сергей Киселев, не уточняя размер убытков, понесенных в период первой волны пандемии.

Инвестиционная окупаемость «Миротеля», открытие которого в Новосибирске состоялось в 2017 году, из-за пандемии увеличилась примерно на год, возможно, на полтора (с учетом долгосрочных прогнозов), сообщил „Ъ — Экономика региона“ генеральный менеджер отеля Михаил Швецов. «Ущерб можно зафиксировать только в недополученной прибыли и понесенных затратах на ликвидацию проблем. В целом, ущерб можно оценить более чем в 30 млн руб. Эти цифры сильно скажутся на будущей инвестиционной привлекательности гостиничной сферы»,— прокомментировал генменеджер. 

Падение выручки в отрасли отмечают все регионы. В Красноярском крае объем оказанных гостиничных услуг за первые шесть месяцев упал на 54,5% (до 498,5 млн руб.), в Респуб­лике Алтай — на 42,3% (до 145 млн руб.), а в Алтайском крае — на 30,2% (до 347 млн руб.).

Восстановление, начавшееся в августе 2020 года, идет различными темпами. «Алтай, который славится своими красотами и крайне популярен у туристов, может надеяться на более-менее быстрое восстановление спроса на гостиничные услуги именно за счет внутреннего туризма в сентябре и октябре текущего года. А вот Новосибирская область, где значительная доля туризма приходилась и приходится на туризм деловой, скорее всего, покажет по итогам года сокращение в 40–45% из-за того, что многие компании перешли на удаленный режим работы, и количество командированных в городе резко снизилось»,— считает Алексей Коренев.

Цена или качество?

Возобновление гостиничной сферы пока еще очень слабое — в основном за счет индивидуальных гостей. Так, глубина бронирований в Новосибирской области сократилась с двух недель до двух-трех дней. Для полного восстановления отрасли от последствий пандемии в регионе понадобится еще два-три года.

Вместе с тем точку безубыточности пройдут не все отели, многие из участников рынка отыграть ситуацию к концу года не смогут, заявляют игроки отрасли. Причина тому — рост себестоимости в условиях снижения цен на гостиничные услуги. Большинство отелей, следуя за рынком и клиентом, продает номера на уровне прошлого года. «В этом году мы, возможно, сможем покрыть убыток, но надо понимать, что экономика отелей поменялась. Каждый день перед нами стоит дилемма: убрать какой-то дополнительный сервис или сохранить качество. Знаю, что некоторые отели убирали халаты и комплиментарную воду из номеров»,— рассказал Михаил Швецов.

Комплекс реализованных противоэпидемиологических мер привел к удорожанию себестоимости всех операционных процессов и базовых услуг по причине увеличения трудозатрат в человеко-часах, а также использования дополнительных расходных материалов, объяснил Сергей Киселев.

В ближайшие годы гибкое ценообразование станет основным инструментом для привлечения посетителей, отмечает руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Яна Уханова. «Многие отели уже ввели акции, пересмотрели свои UPS (unique selling point — уникальное торговое предложение)»,— рассказала эксперт.

Полного же восстановления средних тарифов в гостиницах до докризисного уровня, по словам Сергея Киселева, не стоит ожидать в ближайшие два с половиной года. «Основным драйвером возобновления активности будет служить внутренний спрос, так как Новосибирск развивается как крупный логистический узел и деловой центр Сибири»,— отмечает руководитель проектов направления «Финансовый консалтинг» группы компаний SRG Павел Гавриков.

Также заметным драйвером роста спроса на гостиничные услуги в туристическом секторе послужит возобновление постоянного авиасообщения между Россией и Китаем, который генерирует основной поток туристов в регион, добавляет аналитик.

«Данные Росстата не отражают реальную картину происходящего на рынке HoReCa. Убытки, действительно, колоссальные. Отыграть эти убытки получается далеко не у всех и не во всех регионах. С момента снятия ограничений хорошо себя почувствовали гостиницы в Санкт-Петербурге, конечно, Краснодарском крае и в Крыму. В остальных регионах процесс восстановления идет очень медленно. В первую очередь сказывается закрытие границ, снижение турпотока, деловой активности. Часть игроков уже ушла с рынка или будет уходить из-за невозможности вести бизнес в таких условиях. Остаются те, у которых есть „запас прочности“ в виде собственных помещений или принадлежащих сетевым проектам, крупным сетям»,— прокомментировал заместитель директора Института гостеприимства университета «Синергия» Георгий Ташкер.

Под брендом индивидуальности

По данным официальной статистики, в Новосибирской области на 1 января 2020 года функционировало 339 коллективных средств размещения, включая 201 гостиницу и аналогичные средства размещения. «Все объекты под управлением крупнейших сетей сосредоточены в административном центре региона — Новосибирске. Брендированное предложение представлено семью объектами, что включает международные — „Azimut отель Сибирь“, Domina Novosibirsk, Doubletree by Hilton Hotel Novosibirsk, Novosibirsk Marriott Hotel, Park Inn by Radisson Novosibirsk, Ramada Hotel & Suites by Wyndham Novosibirsk Zhukovka — и российские — „Маринс парк отель“ — сети»,— сообщила старший консультант направления индустрии гостеприимства CBRE Анна Тертычная.

Эти же гостиницы являются наиболее крупными в регионе по объему выручки и их доле на рынке, отметили в JLL.

Однако эксперты рынка гостиничных услуг считают, что в будущем вырастет популярность индивидуальных вариантов размещения и альтернативного жилья. На текущий момент существенно возросло количество запросов на типы размещения, подразумевающие индивидуальное проживание или небольшое количество соседей: дома, коттеджи, базы отдыха и квартиры. Среди гостиниц будут выигрывать эксклюзивные отели или отели с более низкой плотностью гостей, прогнозирует Павел Гавриков

Пандемия вынудит отельеров быстрее переходить к цифровизации: «Появится новая категория клиентов, предъявляющих к обслуживанию особые требования. Безопасность становится основным требованием, а обеспечивать ее будут за счет внедрения цифровых технологий»,— считает эксперт. 

Лолита Белова

Вернуться в раздел

Дубинина Екатерина

Руководитель отдела маркетинга и PR SRG-Consulting

+7 (495) 797-30-31

DubininaEV@srgroup.ru

Подписаться на новости
Поделиться