Компании «Соллерс» и Chery ведут переговоры о стратегическом партнерстве. Оно подразумевает выпуск на УАЗе не только популярных китайских автомобилей, но и машин на электротяге. Что представляет из себя китайская марка Chery и почему ее машины стали успешны на российском рынке — в материале «Известий».
Тема совместного производства автомобилей «Соллерс» и Chery на базе Ульяновского автомобильного завода обсуждалась на встрече президента РФ Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина в Пекине.
Факт переговоров подтвердили и в Chery Automobile, и в Sollers Auto, причем китайская сторона называет партнерство стратегическим, а российская — «масштабным». По утверждению пресс-служб, речь идет не только о производстве автомобилей, но и о развитии новых технологий в области электротранспорта для российского рынка.
Марка Chery одна из первых пришла на российский рынок и сотрудничала с несколькими российскими автосборочными предприятиями. Благодаря организации выпуска на «Автоторе» дешевого лифтбека Amulet, кроссовера Tiggo, продажи марки в 2007 году достигли рекордных 37 120 штук. Но затем Chery Amulet с треском провалил краш-тест журнала «Авторевю», что негативно отразилось на имидже машины.
В 2008-м сборка Chery в Калининграде была прекращена — укрепление рубля относительно доллара сделало ее невыгодной, так по крайней мере гласила официальная версия.
По неофициальной информации, «Автотору» сохранили льготы в обмен на отказ от потенциально опасного автомобиля. Далее были проекты с ТагАЗом, который выпускал китайские машины под собственным брендом Vortex, и карачаево-черкесским «Дервейсом». После того как завод в Черкесске стал испытывать финансовые проблемы, Chery снова попыталась вернуться на «Автотор», где в 2019 году в тестовом порядке изготовили партию кроссоверов.
Возвращение не удалось, и компания решила просто импортировать машины из КНР. Между тем повышение утилизационного сбора привело к росту убытков. «Финмаркет» подсчитал, что в 2020 году дополнительные расходы Chery составили более 1 млрд рублей. Поэтому переговоры о локализации производства автомобилей были возобновлены.
Отсутствие локализации не помешало китайской марке показать заметный рост продаж в 2021 году. Chery лишь немного не дотянула до рекордного результата 2007 года, продав 37 118 машин. Свою роль в этом сыграла популярность доступной модели Tiggo 4. К тому же на фоне дефицита автомобилей и роста цен покупатели проявили интерес и к более дорогим и крупным кроссоверам Tiggo 7 и Tiggo 8. Хороший прием встретили кроссоверы отдельного премиум-бренда Exeed.
На сократившемся российском рынке 2021 года результат Chery выглядит еще более внушительно. Впервые китайская марка вошла в десятку лидеров на рынке. Впереди только Haval, сделавший ставку на собственный завод в России.
На этот год у Chery запланировано еще несколько новинок. Среди них прошедший рестайлинг бестселлер Chery Tiggo 4 Prо и модель совершенно нового семейства Omoda 5.
Именно поэтому «Соллерс» более заинтересован в Chery, чем Chery — в «Соллерсе», считает независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев. По его словам, локализация производства сейчас не так выгодна.
«Готовятся определенные изменения в постановление № 719 по учету локализации. Согласно методике, которую разрабатывает НАМИ, будет учитываться также страна происхождения сырья материалов, из которых сделан тот или иной компонент. Очевидно, что сейчас целевых показателей мало кто из производителей достигает. Инвестировать в локализацию серьезно никто не будет, только если его принудят», — отметил Бургазлиев.
А инвестировать в модернизацию конвейерных линий Ульяновского автозавода придется.
«Оборудование на заводе предназначено для сборки плюс-минус схожих грузовых моделей и не подходит для поточного производства кроссоверов Chery той серии, которая выпускается сейчас. Чтобы наладить партнерскую сборку современных кроссоверов Chery, необходимо комплексно модернизировать текущее производство либо параллельно с выпуском старой продукции осуществлять монтаж дополнительной линии для выхода новой», — считает руководитель проектов, направление «Оценка и финансовый консалтинг» группы компаний SRG Александр Багрецов.
Другое дело электромобили. Принятая в прошлом году концепция развития электротранспорта и отмена нулевой пошлины на ввоз электромобилей говорят о стремлении российского правительства локализовать производство таких машин.
«В новых требованиях СПИК 2.0 не будет жесткой нормы локализации в 7000 баллов: требования по данному параметру будут определяться индивидуально для каждого контракта. Таким образом, проекты, которые направлены на производство традиционных автомобилей, должны будут соответствовать нормам старых СПИК. А в случае если иностранный концерн нацелен на производство авто на базе перспективных технологий, к которым относится и выпуск электромобилей, то он может рассчитывать на преференции», — рассказал «Известиям» генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич.
Сергей Бургазлиев считает, что совместный проект «Соллерса» и Chery как раз делается под
концепцию развития электротранспорта в России. В качестве одного из преимуществ китайской компании он назвал наличие растущей дилерской сети.
Chery начала заниматься электротранспортом еще в 1999 году, а свой первый электромобиль выпустила спустя десятилетие. Пока самым заметным ее успехом стал сверхдешевый QQ3 EV, электрический клон Daewoo Matiz. С 2010 по 2013 год он был самым популярным в КНР автомобилем «на батарейках».
Наследники QQ3 EV в дальнейшем входили в топ-10 китайских электромобилей. Неудивительно, что первой оригинальной электрической моделью стал eQ1 длиной всего 3,2 м. Более крупные машины, построенные на базе бензиновых кроссоверов Tiggo и седана Arizzo, особого успеха не имели.
Поэтому китайская марка продолжает работать в «малом» жанре. Новый Chery QQ получился еще короче — менее 3 м. Мощность двигателя всего 27 л.с., а недорогая аккумуляторная батарея обеспечивает пробег 120–170 км в зависимости от емкости. Расчет Chery прост: дизайн и характеристики почти под копирку сняты с другого «кубика на колесах», Wuling Mini EV. А это сейчас бестселлер китайского рынка, главным образом благодаря очень низкой цене — 342–460 тыс. рублей на российские деньги.
Еще одна новинка подразделения Chery New Energy — среднеразмерный eQ5. Первый чисто электрический кроссовер, не имеющий пересечений с машинами, оснащенными ДВС. Дизайн от Pininfarina, собственная платформа и алюминиевый кузов. Двигатель пока один, мощностью 178 л.с., но в будущем возможны и двухмоторные версии. Заявленный по циклу NEDC запас хода — более 500 км. Да и ценник у машины соответствующий — 2,6–3 млн, если переводить в рубли.
Микрокары eQ и QQ если и имеют какие-то российские перспективы, то максимум в службах доставки и в каршеринге. Кроссовер eQ5 даже при локализации производства вряд ли окажется дешев. Куда больше перспектив для появления в России имеет кроссовер Tiggo e, электрическая версия популярной в России модели Tiggo 4.
Особенно в том случае, если бензиновую «четверку» также будут производить у нас. У Tiggo e один мотор мощностью 129 л.с., передний привод и запас хода более 400 км по циклу NEDC. В Китае такой кроссовер стоит 1,3–1,7 млн рублей в переводе на нашу валюту, но каков будет его реальный ценник в России — вопрос.
Chery уже ввезла один электромобиль для изучения спроса. Раньше она планировала самостоятельно начать продажи «электрички» в этом году, но знакомый с ситуацией источник рассказал, что без локализации производства это не имеет смысла.
Причем в перспективе производство электромобилей подразумевает и локализацию выпуска части их компонентов.
«В концепции сказано: если вы пользуетесь льготами, то через два или три года в зависимости от условий контракта вы обязаны локализовать батарейку, электродвигатель», — отметил Сергей Бургазлиев. В перспективе локализации масштабируемая платформа eQ5 может быть интересна «Соллерсу», как и ее компоненты. Что касается батарей, то у Chery собственного производства нет, она использует аккумуляторы китайского гиганта CATL и менее известной компании Gotion.
В истории российско-китайского партнерства уже было разрекламированное СП КамАЗа и Hawtai, завершившееся ничем. Чем обернется стратегический союз Chery и Sollers? Пока ничего определенного не могут сказать ни российская, ни китайская сторона. Зафиксировать договоренности планируют только в середине года.
С одной стороны, создание СП с маркой из Китая — самый простой путь локализации электромобиля в России. Вариантов в КНР, где за 2021 год выпустили более 3,5 млн чисто электрических и гибридных транспортных средств, множество.
С другой стороны, эксперты предупреждают, что рынок электромобилей в России всё еще слишком узок. Узок и круг желающих локализовать их производство. Пока заявку на сборку китайских электромобилей подал только липецкий «Моторинвест».
Предложенная Сергеем Бургазлиевым идея производства китайских электромобилей на простаивающем заводе «Дервейс» не нашла отклика у Сбербанка, владеющего проблемным предприятием.
В Great Wall Motors отметили, что рассматривают возможность запуска электромобилей в России. В то же время признают, что необходимо время для разработки возможной программы и принятия решения.