В СЕГМЕНТЕ ОСАГО ГРЯДУТ БОЛЬШИЕ ПЕРЕМЕНЫ

В июле этого года исполнится 20 лет с момента внедрения в России полисов ОСАГО, известных каждому автовладельцу. За это время в ФЗ-40 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" вносилось более 25 пакетов поправок, и последний раз - в конце декабря 2022 года. Один из самых молодых страховых продуктов в стране модернизируется постоянно, но пока так и не достиг своей идеальной формы, удовлетворяющей автовладельцев, страховщиков и государство.

Летом 2020 года, когда поправки об индивидуализации полисов только были приняты в закон об ОСАГО, автоэксперт Игорь Моржаретто заявлял: "Мы - автомобилисты в целом - хотели бы, чтобы стоимость полисов ОСАГО была привязана больше к человеку с его плюсами в первую очередь, чем к железному автомобилю или какому-нибудь региональному коэффициенту, то есть некоему обезличенному показателю". И вот, на излете прошлого года в Госдуму поступил законопроект, позволяющий автовладельцу выбирать: привязывать ли полис ОСАГО к водителю или к автомобилю. Пока выбора нет: все оформляется на конкретное транспортное средство. И человек, который использует несколько автомобилей, должен быть вписан в каждый документ, или же полисы должны быть без ограничений, что радикально увеличивает их стоимость. Со стороны автомобилистов эта инициатива находит поддержку: обвинять в ДТП автомобиль все равно, что "вешать" убийство на пистолет. А эксперты уверены: шансы у этого законопроекта нулевые, ведь он учитывает интересы только граждан, а выгода страхового бизнеса и государства остается за бортом.

"Аналогичные законопроекты появляются регулярно. И каждый раз после детального обсуждения, анализа с участием экспертов, представителей профильных ФОИВ и депутатов, отклоняются. Сегодня в первую очередь стоит обратить внимание на то, что обсуждаемая инициатива в случае ее принятия может спровоцировать увеличение на дорогах страны количества автомобилей без полиса ОСАГО, - объясняет доцент факультета экономики и менеджмента Московского областного филиала РАНХиГС Михаил Перельман. - В частности, будет невозможно отслеживать по дорожным камерам наличие или отсутствие полиса обязательной "автогражданки". Это, в свою очередь, приведет к проблемам у добросовестных водителей, которые будут больше рисковать оказаться потерпевшими в ДТП, виновник которых не застрахован".

С точки зрения клиента такой вариант полиса удобен, считает Татьяна Кудрявцева, но его цена может существенно вырасти, так как количество ТС и их характеристики так или иначе влияют на ценообразование. С точки зрения страховой компании - это очень большие риски, связанные с полнотой и открытостью данных, на которых должна строиться тарификация подобных полисов. Все эти вопросы, конечно, решаемы, но требуют очень детальной проработки всеми участниками рынка, добавила эксперт.

Ее мнение поддерживает Сергей Демидов: "Персональные характеристики водителя, безусловно, позволяют точнее оценить риск ДТП. Так, на вероятность аварии, например, очень сильно влияют возраст и стаж. Однако данные по транспортному средству для оценки риска тоже имеют значение. Например, мощность ТС и год выпуска - факторы, которые нельзя недооценивать, они используются при оценке риска у многих компаний".

Хотя отрицать очевидные плюсы упомянутой законодательной инициативы тоже нельзя.

"Привязка страховки к водителю - полезная инициатива, поскольку пока страхуется автомобиль, в случае ДТП виноват он, а не человек, - считает старший руководитель проектов направления "Оценка и финансовый консалтинг" Группы компаний SRG Александр Багрецов

Если происшествие совершил не владелец машины, а другой человек, страховка все равно станет дороже именно для владельца, если не открыть судопроизводство против фактического виновника. Также в случае поддержания инициативы водитель, имеющий ОСАГО, сможет управлять любым автомобилем. Тогда как сейчас на конкретной машине могут ездить только люди, вписанные в полис, а страховка без ограничений стоит в несколько раз дороже. Кроме того, на размер страховой выплаты будет влиять только возраст, стаж и аварийность самого страхователя".

Источник: freepik.com

Поделиться

Не пропустите важные события — подписывайтесь на наши новости!
Больше актуальной информации в нашем Telegram-канале! Подписаться