23.05.2018
Источник: ГАРАНТ.РУ
     

ГАРАНТ.РУ, 17 мая 2018 г.

Департамент информационных технологий и связи Минздрава России (далее - Департамент) в ответ на письмо по вопросу получения разъяснений по основным волнующим формирующееся телемедицинское сообщество страны вопросам, касающимся отдельных положений приказа Минздрава России от 30.11.2017 N 965н "Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий" (далее - Порядок) и их применения на практике обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти в случае, если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Согласно положению о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608, Минздрав России не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем, полагаем возможным отметить следующее.

По пункту 1.

Оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий не является отдельным видом медицинской деятельности, и телемедицинские технологии используются как технологическая составляющая при выполнении работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Согласно части 1 статьи 36.2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) медицинская помощь с применением телемедицинских технологий организуется и оказывается в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи.

При этом оказание медицинской помощи, в том числе с применением телемедицинских технологий, осуществляется в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 291).

Таким образом, оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, в том числе в части определения условий ее оказания, а также в части используемого оборудования (медицинских изделий), осуществляется исключительно в соответствии с лицензионными требованиями, а также с соблюдением порядков оказания медицинской помощи.

При этом в соответствии с порядком организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, утвержденным приказом Минздрава России от 30 ноября 2017 г. N 965н (далее - Порядок), для осуществления дистанционного взаимодействия медицинских работников между собой или дистанционного взаимодействия медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями медицинская организация, медицинский работник которой осуществляет оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, обеспечивает необходимое помещение, средства связи и оборудование для проведения консультаций (консилиумов врачей).

Также отмечаем, что использование мобильных средств связи и оборудования предусмотрено для оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий мобильными бригадами скорой медицинской помощи, а также в целях развития мобильных форм медицинской помощи и повышения доступности экстренной медицинской помощи в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера.

По пункту 2.

Согласно части 6 статьи 36.2 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 323-ФЗ) в целях идентификации и аутентификации участников дистанционного взаимодействия при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий используется единая система идентификации и аутентификации.

При этом подпунктом "г" пункта 46 Порядка предусматривается обязанность консультирующей медицинской организации, а также организации, являющейся оператором иных информационных систем, предоставлять пациенту и (или) его законному представителю в доступной форме, в том числе посредством размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информацию о порядке идентификации и аутентификации пациента (или его законного представителя) с использованием единой системы идентификации и аутентификации.

Предоставление указанной информации пациенту и (или) его законному представителю является обязательным в случае получения консультаций в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Однако исключения в части обязательности использования единой системы идентификации и аутентификации для организаций, не оказывающих медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, не предусмотрено.

По пункту 3.

В соответствии со статьей 84 Федерального закона N 323-ФЗ медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги, в том числе анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом для медицинских организаций, не участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, Федеральным законом N 323-ФЗ запрета для оказания платных медицинских услуг анонимно не установлено.

Вместе с тем в части согласно части 6 статьи 36.2 Федерального закона N 323-ФЗ в целях идентификации и аутентификации участников дистанционного взаимодействия при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий используется единая система идентификации и аутентификации.

Таким образом, получение анонимной консультации с применением телемедицинских технологий возможно исключительно после определения совместно с Минкомсвязью России порядка использования единой системы идентификации и аутентификации при ее получении, а также случаев, которых такая консультация может проводиться.

При этом отмечаем, что исходя из буквального толкования части 6 статьи 36.2 Федерального закона N 323-ФЗ, исключений в части обязательности использования единой системы идентификации и аутентификации при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий не предусмотрено.

Также обращаем внимание, что в силу требований приказа Минздравсоцразвития России от 23 апреля 2012 г. N 390н "Об утверждении Перечня определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи" вмешательства, включенные в указанный перечень не могут осуществляться анонимно в силу требований приказа Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1177н "Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства".

По пункту 4.

Федеральный регистр медицинских работников и Федеральный реестр медицинских организаций являются подсистемами Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, вопросы создания, развития и эксплуатации которой, в частности состав обрабатываемых в ней сведений, правовые основы ее функционирования и информационного взаимодействия с иными информационными системами, а также поставщики и пользователи информации, определены в статье 91.1 Федерального закона N 323-ФЗ.

На настоящий момент порядок включения медицинских организаций, в том числе частных, в Федеральный регистр медицинских организаций и Федеральный регистр медицинских работников, включая соответствующие формы заявок, размещен на портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ (http://portal.egisz.rosminzdrav.ru/) раздел "Материалы", подраздел ФРМО и ФРМР "Руководство пользователя".

При этом исходя из содержания пункта 10 Порядка внесение сведений в Федеральный регистр медицинских работников, а также регистрация соответствующих медицинских организаций в Федеральном реестре медицинских организаций Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения является обязательным.

В этой связи отмечаем, что в соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Таким образом, соблюдение порядков оказания медицинской помощи является обязательным для абсолютно всех медицинских организаций (пункт 2 части 1 статьи 79 Федерального закона N 323-ФЗ) в независимости от организационно-правовой формы и формы собственности.

Соблюдение порядков оказания медицинской помощи является одним из лицензионных требований, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 291.

Проверка соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи входит в предмет лицензионной проверки, проводимой Росздравнадзором или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым делегированы функции лицензирования. Несоблюдение медицинской организацией порядков оказания медицинской помощи является грубым нарушением лицензионных требований, которое может повлечь за собой административную ответственность (статье 14.1 или 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

По пункту 5.

Следует отметить, что порядки оказания медицинской помощи (в том числе стандарты оснащения медицинской организации и ее структурных подразделений) применяются к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий, в части организации деятельности по соответствующим профилям (работам (услугам), указанным в лицензии на осуществление медицинской деятельности).

Директор Департамента

информационных технологий и связи Е.Л. Бойко

Обзор документа

Даны разъяснения по отдельным вопросам оказания телемедицинской помощи.

Так, оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий не является отдельным видом медицинской деятельности. Такая помощь оказывается в соответствии с лицензионными требованиями, а также с соблюдением порядков оказания медпомощи.

Порядки оказания медпомощи (включая стандарты оснащения медорганизации и ее структурных подразделений) применяются к медорганизациям, оказывающим медпомощь с использованием телемедицинских технологий, в части организации деятельности по соответствующим профилям (работам, услугам), указанным в лицензии на медицинскую деятельность.

Для дистанционного взаимодействия медработников между собой или с пациентами (их законными представителями) медорганизация обеспечивает необходимое помещение, средства связи и оборудование для проведения консультаций (консилиумов врачей). Использование мобильных средств связи и оборудования предусмотрено для оказания медпомощи с применением телемедицинских технологий мобильными бригадами скорой медпомощи, а также для развития мобильных форм медпомощи и повышения доступности экстренной медпомощи в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера.

Для идентификации и аутентификации участников дистанционного взаимодействия при оказании медпомощи с применением телемедицинских технологий используется единая система идентификации и аутентификации. При этом исключений для организаций, не оказывающих медпомощь в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи, не предусмотрено.

Даны разъяснения по вопросу получения анонимной консультации с применением телемедицинских технологий. Так, вмешательства, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи, не могут осуществляться анонимно.

Вернуться в раздел