23.12.2020 13:17:00
Источник: РЖД-Партнер

Автоматизированные системы с легкостью готовы взять на себя часть управления транспортом, освобождая человека от рутинной работы. В условиях предсказуемой среды беспилотник не ошибается и, в отличие от человека, не устает. Сложности с автоматизацией могут возникнуть в нестандартных ситуациях. А совершенствование систем позволило расширить область применения автоматизированного транспорта. Например, один из поездов «Ласточка», курсирующих на МЦК, оборудован средствами дистанционного управления и системой технического зрения.

        

Область железнодорожных перевозок выглядит дружественной для внедрения беспилотных технологий, но во всем есть свои особенности. О проблемах и перспективах автоматизации железнодорожного транспорта рассказал эксперт в направлении «Финансовый консалтинг» группы компаний SRG Евгений Афанасьев.

– Евгений, преимущества и недостатки беспилотного железнодорожного транспорта очевидны. Но в чем, на Ваш взгляд, его недостатки?

– Внедрение беспилотных технологий на железной дороге позволит оптимизировать движение поездов, сделать процесс перевозок более точным, снизив при этом степень участия машиниста или полностью его исключив. Но к недостаткам можно отнести снижение занятости в сегменте железнодорожных перевозок, необходимость дорогостоящей инфраструктуры, высокий уровень потребления энергии, низкий уровень безопасности в нестандартных ситуациях, требующих вмешательства человека.

 – В чем заключаются риски массового использования железнодорожного транспорта с высоким уровнем автоматизации?

– Массовое внедрение беспилотников возможно после создания соответствующей инфраструктуры – ограждений, датчиков, камер, что связано с существенными затратами, особенно на длинных участках пути. Чтобы система могла распознать препятствия по ходу следования, необходимо создание технического зрения, способного идентифицировать объект на достаточном расстоянии для принятия соответствующих мер. Если по причине внутреннего сбоя или природных факторов система не сработает вовремя, это может привести к аварии.

– С какими основными проблемами придется столкнуться при реализации проектов по внедрению беспилотных поездов?

– Особенности проектов по автоматизации железнодорожного транспорта связаны с необходимостью создания дорогостоящей инфраструктуры, высоким потреблением энергии автоматическими системами и их низкой энергоэффективностью. Также пока не решен вопрос безопасности применения беспилотных технологий на железнодорожном транспорте без контролирующей функции человека, особенно в случае возникновения нештатных ситуаций.

– Какие изменения необходимо внести в нормативно-правовую базу для того, чтобы данный вид транспорта стал массовым?

– В России законодательство в области применения беспилотного железнодорожного транспорта менее продвинуто, чем в других развитых странах. На данный момент действует стандарт МЭК 62290, регламентирующий основные степени автоматизации, и требования к интерфейсам управления и контроля системой. Перед тем как беспилотные поезда станут массовым явлением, необходимо разработать свод стандартов, регламентирующих его использование, а также меры ответственности в случае нарушений в области как гражданского и административного права, так и уголовного права.

Беседовала Мария Салеева

Вернуться в раздел

Дубинина Екатерина

Руководитель отдела маркетинга и PR SRG-Consulting

+7 (495) 797-30-31

DubininaEV@srgroup.ru

Подписаться на новости
Поделиться