19.02.2019
Источник: ВПриоритете
01.jpg
03.jpg
05.jpg

Создание особых экономических зон (ОЭЗ) считается одним из наиболее перспективных направлений развития экономики государств, поскольку является инструментом госрегулирования экономики. Образование ОЭЗ помогает решать стратегические задачи развития государства или отдельно взятой территории. Они распространены по всему миру, и, по различным экспертным оценкам, их количество превышает 2 тыс.

ОЭЗ создают с целью стимулировать развитие промышленности в регионах путем предоставления налоговых льгот, субсидий и прочих элементов государственной поддержки инвесторов, реализующих инвестиционные проекты в приоритетных, стратегических отраслях.

Резидентам предоставляется особая система налоговых, финансовых, торговых, административных льгот, а также подготовленная инфраструктура. Все это способствует ускоренной реализации инвестиционных проектов и созданию дополнительного денежного потока для сокращения периода окупаемости и проекта.

Особые экономические зоны были созданы в России 2005 году. Но если по состоянию на 1 января 2016 года действовали 33 ОЭЗ в 30 субъектах, то в настоящее время их осталось 25: 9 промышленно-производственных, 6 технико-внедренческих, 9 туристско-рекреационных и 1 портовая. За 12 лет работы в ОЭЗ зарегистрировались более 650 резидентов, из которых более 100 компаний – с участием иностранного капитала из 35 стран мира. Общий объем заявленных инвестиций за это время составил более 850 млрд руб., вложенных инвестиций – более 260 млрд. руб. Было создано более 25 тыс. рабочих мест и уплачено более 67 млрд. руб. налоговых и таможенных платежей. И это, безусловно, можно считать хорошими показателями.

Важно отметить, что инструменты поддержки у различных ОЭЗ и для разных категорий резидентов, в том числе субъектов малого предпринимательства, могут отличаться, т.к. регуляторика осуществляется на уровне субъектов РФ. Чем ниже налоговые ставки, тем привлекательнее ОЭЗ для потенциальных резидентов.

Но даже постепенное увеличение ставок вряд ли приведет к сокращению существующих резидентов, так как на данных территориях созданы в основном крупные промышленные предприятия, демонтировать и перенести которые либо невозможно, либо нецелесообразно в силу затрат. Хотя, разумеется, инвесторы всегда будут добиваться сохранения льгот.

 

Успешное привлечение резидентов является прямым следствием работы региональных правительств с инвесторами. Причем это касается как информационного и коммуникационного взаимодействия на первом этапе, так и решения проблемных ситуаций на инвестиционной и эксплуатационной фазах. Так, например, активная политика и PR-кампания органов власти Крыма и Дальнего Востока способствуют быстрому привлечению инвесторов в СЭЗ соответствующих регионов.

Важным фактором для инвесторов-резидентов ОЭЗ, включая иностранных, является поддержка их инвестиционных проектов и бизнеса. Они хотят получить гарантию со стороны органов исполнительной власти, что, несмотря на любые изменения, в том числе на политической арене, «правила игры не изменятся» и их бизнесу не будут угрожать систематические риски. Хорошим примером выступает ОЭЗ «Алабуга», которая в непростое время во взаимоотношениях России и Турции и при введении санкций не только сохранила, но и привлекла новых турецких инвесторов в качестве резидентов.

Однако наряду с позитивными примерами имеют место крайне негативные тенденции, когда со стороны государственного бюджета на развития ОЭЗ выделяются огромные суммы денежных средств, которые просто хранятся на «депозитах», «прокручиваются» или направляются на содержание административного персонала ОЭЗ. Примером неэффективности является тот факт, что в 2010-2017 гг. досрочно была прекращена деятельность 11 ОЭЗ, на финансирование которых было потрачено 4,5 млрд руб.

При этом такая неэффективная работа ОЭЗ влияет на деловую активность прямых инвесторов. В российской практике существует много примеров, когда инвестиционная фаза проектов в разы затягивается по сравнению с обозначенными в бизнес-планах сроками или проекты «замораживаются» вовсе – например, по причине отсутствия обещанной инфраструктуры (как это случилось с туристическо-рекреационными проектами на Алтае).

 

Таким образом, трудно дать ОЭЗ однозначную оценку. Счетная палата и многие аналитики считают, что в большинстве случаев такие зоны были малоэффективны и не обеспечили стране экономического прорыва. Есть даже мнение, что ОЭЗ являются «зонами безнадежности», куда уже десятилетие утекают государственные деньги. Однако ряд технико-внедренческих и промышленно-производственных ОЭЗ вполне эффективно функционирую, ежегодно увеличивая иностранные и отечественные инвестиции в инновационные проекты.



Вернуться в раздел