|
Официальное обращение.
В Закон об адвокатуре вводится дополнительная статья, посвященная адвокатскому запросу. Адвокатский запрос - это официальное обращение адвоката в различные органы и организации по вопросам, относящимся к их компетенции для предоставления необходимых ему сведений в рамках осуществления профессиональной деятельности.
Инстанции, указанные в законе, по-прежнему, обязаны выдать адвокату запрашиваемые им документы и информацию в течение тридцать дней, однако теперь у них появляется возможность продлить срок ответа еще на тридцать дней, предварительно уведомив об этом адвоката. Кроме этого, появились основания, по которым адвокату могут отказать в выдаче необходимых сведений. Это возможно в случае, если:
субъект, которому был направлен запрос, не обладает необходимыми сведениями;
адвокатом были нарушены требования, предъявляемые к оформлению и порядку направления запроса;
сведения, которые были запрошены, являются информацией, доступ к которой ограничен законодательством РФ.
За неправомерный отказ адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом введена ответственность (ст. 5.39 КоАП РФ) - штраф от 1.000 до 3.000 руб.
Повышение адвокатом квалификации.
Появилось уточнение относительно обязанности адвоката постоянно совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию. Теперь знания необходимо повышать самостоятельно, а профессиональный уровень повышать в порядке, установленном Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации и адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации.
Прекращение статуса адвоката.
Статус адвоката, в соответствии с внесенными изменениями в Закон об адвокатуре, может быть прекращен в случаях незаконного использования и (или) разглашения им информации, связанной с оказанием юридической помощи доверителю, а также в случае неоднократного несоблюдения установленных требований к адвокатскому запросу.
В статье 17 указанного закона о прекращении статуса адвоката появится пункт, согласно которому представление о возбуждении дисциплинарного производства, поступившее в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации будет рассмотрено квалификационной комиссией и советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном кодексом профессиональной этики адвоката.
Адвокатский кабинет.
Коллеги адвокатов. Учредить адвокатский кабинет теперь может только адвокат со стажем не менее 5 лет (изменения в ст. 21 Закона об адвокатуре).
То же самое касается и коллегии адвокатов.
Согласно внесенным изменениям в числе учредителей коллегии адвокатов должно быть не менее двух адвокатов, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет (изменения в ст. 22 указанного Закона).
Адвокатское удостоверение.
Также были внесены уточнения в порядок присвоения статуса адвоката и выдачи ему удостоверения.
В Законе об адвокатуре конкретизирован перечень организаций, в которые адвокатское удостоверение дает возможность право беспрепятственного доступа, а именно: здания судов различных инстанций (районных, гарнизонных военных, арбитражных апелляционных, арбитражных судов субъектов Российской Федерации), здания, в которых располагаются мировые судьи, здания прокуратур различного уровня и приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур в связи с осуществлением адвокатом своей профессиональной деятельности.
Собрание (конференция) адвокатов.
Совет адвокатов. Внесены изменения в положения о собрании (конференции) адвокатов (ст. 30 Закона об адвокатуре), а также о совете адвокатов (ст. 31 этого же закона).
Федеральная палата адвокатов.
Полномочия Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации (далее – Федеральная палата адвокатов) были уточнены Федеральным законом. Федеральная палата адвокатов теперь может отменять незаконные решения адвокатских палат субъектов РФ, а также обращаться в суд в порядке с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся членами адвокатского сообщества.
Президент Федеральной палаты адвокатов предоставлено право возбуждать дисциплинарное производство в отношении адвоката при получении сведений о наличии в его действиях (бездействии) нарушения норм ФЗ об адвокатуре, кодекса профессиональной этики адвоката, неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей.
Комиссия по этике и стандартам.
Федеральным законом предусмотрено создание комиссии по этике и стандартам, которая будет представлять из себя коллегиальный орган Федеральной палаты адвокатов РФ. Председателем этой комиссии будет председатель Федеральной палаты адвокатов. Формирование ее будет происходить на четыре года и состоять из шестнадцати членов (десять представителей адвокатуры, два представителя от федерального органа юстиции, два представителя от Государственной Думы РФ и два представителя от Совета Федерации РФ).
Работа комиссии заключается в разработке стандартов адвокатской деятельности, обобщении дисциплинарной практики, имеющейся в адвокатских образованиях, подготовке разъяснений по применению кодекса профессиональной этики адвоката и положения о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов и др.
Разъяснения, подготовленные комиссией по запросу Федеральной палаты адвокатов, совета Федеральной палаты адвокатов, совета адвокатской палаты утверждаются Федеральной палатой адвокатов и являются обязательными для всех адвокатских палат и адвокатов.
Адвокатское сообщество высказывалось против поправок, которые были внесены Федеральным законом, указывая на то, что в большинстве своем они только «усложнят» жизнь адвокатов. С ними трудно не согласится. В качестве примера можно привести то, что усиливается административная ответственность для адвоката, который допустил разглашение информации, доступ к которой ограничен законодательством; вводится форма адвокатского запроса, несоблюдение которой является основанием для отказа в представлении запрашиваемых сведений и т.д.
Федеральная палата адвокатов наделяется возможностью влиять на деятельность и решения адвокатских палат субъектов Российской Федерации, индивидуальных адвокатов.
Ранее решения Федеральной палаты адвокатов носили только рекомендательный характер, т.к. она являлась образованием, осуществляющим лишь представление интересов адвокатов и адвокатских палат в отношениях с органами государственной власти в процессе решения вопросов, касающихся сообщества адвокатов.
Вернуться в раздел