Отраслевые риски в автотранспортном бизнесе

24.11.2016

Источник: Estimatica

Автотранспортный бизнес относится к рискованным: многое зависит от человеческого фактора и государственной политики. Какие бывают риски в этой отрасли, и можно ли ими управлять?

Автотранспортный бизнес — это часть транспортных перевозок вообще, наряду с авиаперевозками,водным (речным и морским) транспортом,железнодорожным и трубопроводным транспортом (транспортировка газа и нефти).

Крупнейшие транспортные компании федерального уровня — это большие имущественные комплексы, включающие в себя не только автопарк, но и терминалы,склады, офисы в разных регионах России. Например, компания «Деловые линии» имеет представительства в 105 городах нашей необъятной Родины.

Все автотранспортные предприятия можно разделить на несколько видов:

  • пассажирские перевозки;
  • грузовые перевозки;
  • транспортно-экспедиционные перевозки;
  • предприятия по ремонту и обслуживанию автотехники.

Крупные компании предоставляют все перечисленные услуги, причем, иногда даже могут арендовать транспорт (суда, самолеты), чтобы обеспечить непрерывную логистическую цепочку.

Риски автобизнеса

Для автобизнеса присущи как общие риски, характерные для любой отрасли хозяйства: изменение законодательства и регулирование со стороны государства,макроэкономические риски (экономический кризис), высокая конкуренция внутри отрасли, риски неоплаты по оказанным услугам, так и специфические риски,характерные только для этой отрасли.

Первой группой рисков — общие риски — невозможно управлять, они никак не зависят предпринимателя. Государство ввело обязательную систему «Платон» — перевозчик вынужден оплачивать проезд по платным дорогам. Или: резкое повышение курса валют по отношению к рублю в конце 2014 года вызвало существенное снижение общего грузооборота всех перевозок в 2015 году, так как импортной продукции стали возить в страну намного меньше.

Но есть такие риски, которыми можно и нужно управлять. В частности, риск потери ключевого клиента. Многие транспортные компании (особенно небольшие) имеютодного-двух ключевых клиентов и опираются на их объёмы и заказы. Так удобнее и проще. Но как только такой клиент уходит, перевозчик оказывается на грани выживания. Как свести к минимуму такой риск? Не складывать все яйца в одну корзину.

Если есть крупный клиент, который обеспечивает фирме 40 процентов оборота,обязательно должно быть хотя бы ещё четыре клиента, каждый из которых закрывает примерно по 10 процентов оборота.

Сергей Юшкевич, генеральный директор международной логистической компании «БСА-Транс»:

Риски в автотранспортном бизнесе связаны с взаимодействием человека с механизмами. Причины возникновения рисков можно разделить на три группы: человеческий фактор, технический и форс-мажор. Совокупность всех этих факторов надо учитывать при бизнес-планировании.
С точки зрения предпринимателя или инвестора, данный бизнес является рискованным. От конкретного человека, водителя, зависит очень многое. Может пострадать не только грузовой автомобиль, но и весьма дорогостоящий груз.

Технический фактор риска — это не только состояние автомобиля, его пригодность к эксплуатации, но также и состояние дорог, где планируется ездить. Чем хуже дороги, тем выше вероятность поломки, следовательно, вы несете дополнительные расходы на ремонт и обслуживание автопарка, ваши затраты увеличиваются.

Кто-то теряет, а кто-то находит

Отраслевые риски, безусловно, влияют на итоговую стоимость компании. И оценщики это обязательно учитывают.

Козлова.jpg         

Козлова Татьяна, руководитель проектов по оценке направления «Финансовый консалтинг» Группы компаний SRG:

Любой риск — это определенная вероятность возникновения убытков, но также и возможность получить сверхприбыль.

Приведу такой пример. Правительство Москвы приняло решение о закрытии грузовых дворов и приостановке строительства новых терминально-логистических центров, но на текущий момент в Московской области нет мощностей, способных принять на себя всю высвобождающуюся загрузку планируемых к закрытию грузовых дворов.
Таким образом, логистические комплексы, планирующие развиваться в черте города Москвы, непременно должны готовиться к оптимизации деятельности, либо к ее прекращению. А комплексы, базирующиеся в непосредственной близости от грузовых станций, и расположенные на территории развивающихся индустриальных парков, имеют все шансы привлечь на себя часть высвободившегося грузового потока и загрузить до максимума свои мощности.

Кроме того, данные комплексы способны привлечь инвесторов, вышедших с закрывающихся грузовых портов и ищущих возможность продолжения деятельности на развивающихся логистических грузовых комплексах, тем самым существенно увеличивая их обороты и соответственно стоимость бизнеса в целом.



Поделиться:
Вернуться в раздел
Подписаться на новости