31.01.2017
Чеботнягин.jpg     

Игорь Чеботнягин, директор по развитию направления «Охрана труда и Экология» Группы компаний SRG


Специальная оценка условий труда, пришедшая на смену аттестации рабочих мест по условиям труда в 2014 г., за 2 года своего существования породила множество споров и конфликтов.

В рамках специальной оценки уменьшилось количество оцениваемых факторов, увеличились отдельные нормы предельно допустимых уровней их воздействия, изменились условия для назначения льгот и компенсаций, что, порой, приводило к снижению класса условий труда на рабочем месте и объема полагающихся работнику гарантий. В связи с этим результаты даже объективной оценки нередко становились предметом разбирательств в государственных инспекциях труда, а также судебных органах. Безусловно, имели место и грубейшие нарушения порядка проведения специальной оценки условий труда, повлекшие за собой привлечение к административной ответственности соответствующих лиц.

Ответственным органом за рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда была назначена Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы в лице государственных инспекцией труда в субъектах РФ.

В целях урегулирования порядка рассмотрения подобных обращений, дополнительно учитывая их высокую социальную значимость, был принят Приказ Минтруда от 5 декабря 2016 г. № 790н, утверждающий соответствующий Административный регламент (далее – «Регламент»).

Регламент закрепляет круг заявителей, детально описывает этапы и сроки получения государственной услуги, а также порядок рассмотрения жалоб на принятые решения в ходе рассмотрения обращений, а также на нарушения самого Регламента.

Услуга оказывается на безвозмездной основе и для нее определен предельный срок предоставления – 30 рабочих дней. Однако в случае проведения внеплановой проверки работодателя и/или организации, проводившей специальную оценку, срок может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней. При этом результаты государственной услуги должны быть направлены заявителю не позднее 3 рабочих дней с даты их оформления.

Для того чтобы обратиться за предоставлением государственной услуги нужно подготовить заявление или жалобу (только для работодателей). Несмотря на то, что формы этих документов Регламентом не предусмотрены, довольно четко определены требования к их содержанию. При этом в зависимости от категории заявителей они различны. Необходимо учесть, что несоблюдение этих требований приведет к отказу в предоставлении государственной услуги.

К заявлению (или жалобе) требуется приложить определенный набор документов, который также отличается у разных заявителей. Так, например, если заявителем не является работник, то обязательно прилагаются заверенные копии материалов отчета о результатах проведения специальной оценки, по которым имеются разногласия. Перечень документов исчерпывающий, никаких иных документов заявитель предоставлять не обязан.

Обращение можно подать разными способами: лично, почтовым отправлением, в форме электронного документа, а также через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Отказать в приеме документов заявителю не имеют права. Однако нужно учитывать, что рассмотрение обращения начинается не с момента подачи документов, а с момента регистрации заявления или жалобы работодателя, которая должна быть осуществлена в течение 1 рабочего дня.

В любой момент после подачи документов заявитель имеет право получить информацию о ходе предоставления государственной услуги путем личного обращения, по телефону, факсимильной и электронной связи, в т. ч. с использованием Единого портала.

В связи с этим вполне допустимо контролировать соблюдение сроков отдельных этапов государственной услуги. Так, в течение 3 рабочих дней с даты поступления заявления документы должно получить должностное лицо, ответственное за их рассмотрение. После этого, в течение 5 рабочих дней принимается решение о наличии оснований для предоставления государственной услуги или отказа в ее предоставлении. В случае отказа еще в течение 2 рабочих дней должно быть оформлено извещение об отказе с указанием оснований для отказа. Отметим, что исчерпывающий перечень данных оснований также утвержден Регламентом.

При непосредственном рассмотрении обращения, которое оформляется в виде акта проверки, должностное лицо имеет право запросить у работодателя отчет о результатах проведения специальной оценки условий труда. Если в течение 30 дней запрашиваемые документы не поступили, в отношении работодателя проводится внеплановая выездная проверка.

В случае подачи жалобы работодателем внеплановая документарная проверка в отношении организации, проводившей специальную оценку условий труда, проводится в обязательном порядке. При этом если в ходе проверки не представляется возможным оценить соблюдение требований действующего законодательства, инициируется внеплановая выездная проверка.

По результатам предоставления государственной услуги заявитель должен получить письменное извещение, в котором подробно указываются и обосновываются выводы о результатах рассмотрения обращения.

Ключевым моментом Регламента является то, что в случае обоснованности обращения, его результат – это не только письменный официальный ответ, но и направление в орган государственной экспертизы условий труда представления о проведении экспертизы качества специальной оценки условий труда, а также выдача обязательного к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений. 


Вернуться в раздел