23.01.2017
Чеботнягин.jpg     


Игорь Чеботнягин, директор по развитию направления «Охрана труда и Экология» Группы компаний SRG

05 января 2017 года Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на своем официальном сайте разместила информацию "Об оценке условий труда", в которой ведомство разъяснило, что дублирование полномочий Роспотребнадзора и Минтруда России в части проведения лабораторно-инструментальных измерений и исследований на рабочих местах при проведении спецоценки и производственного контроля отсутствует.

И действительно, существование двух похожих, на первый взгляд, процедур может показаться излишним и дублирующим друг друга. Так, и специальная оценка условий труда (СОУТ), и производственный контроль (ПК) проводятся на рабочих местах с целью контроля за состоянием условий труда (п. 4 ст. 7 ФЗ № 426-ФЗ, ч. 1 ст. 32 ФЗ № 52-ФЗ). Оба мероприятия предусматривают проведение лабораторных измерений. При этом оцениваемые производственные факторы и их нормирование частично совпадают. Однако на этом имеющиеся сходства заканчиваются.

Проведение СОУТ является требованием трудового законодательства, базируется на положениях ФЗ № 426-ФЗ и поднадзорен Государственным инспекциям труда. СОУТ имеет многоцелевой характер, и ее результаты позволяют решить ряд уникальных задач, среди которых:

1)    установление работникам гарантий и компенсаций;

2)    установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

3)    расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4)    обоснование финансирования мероприятий по охране труда, в т. ч. за счет средств ФСС РФ;

5)    установление причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пр.

Производственный контроль, в свою очередь, основан на нормах ФЗ № 52-ФЗ и контролируется Роспотребнадзором. ПК необходим для того, чтобы оценить соответствие условий труда всем существующим требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. В таблице ниже приведен анализ различия требований СОУТ и ПК к проведению измерений некоторых факторов. Так, например, в рамках СОУТ не могут исследоваться аэроионы, пульсация, естественное освещение и пр.

СОУТ

ПК

1

Микроклимат

1.1

Температура воздуха

1.2

Относительная влажность воздуха

1.3

Скорость движения воздуха

1.4

Тепловое излучение

2

Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД)

3

Отсутствует

Электрически заряженные частицы воздуха - аэроионы

4

Виброакустические факторы

4.1

Шум

4.2

Инфразвук

4.3

Ультразвук воздушный

4.4

Общая вибрация

4.5

Локальная вибрация

5

Световая среда

5.1

Освещенность рабочей поверхности при искусственном освещении

5.2

Прямая блесткость

5.3

Отраженная блесткость

5.4

Отсутствует

Пульсация освещенности

5.5

Отсутствует

Яркость

5.6

Отсутствует

Естественное (отсутствие или недостаточность)

6

Неионизирующие излучения

6.1

Переменное электромагнитное поле (пром. частота 50 Гц)

6.2

Переменное электромагнитное поле радиочастотного диапазона

6.3

Электростатическое поле

6.4

Постоянное магнитное поле

6.5

Отсутствует

Широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ

6.6

Отсутствует

Широкополосные электромагнитные импульсы

6.7

Ультрафиолетовое излучение

6.8

Лазерное излучение

7

Ионизирующие излучения

8

Химический фактор

9

Биологический фактор

10

Тяжесть трудового процесса

11

Напряженность трудового процесса


При этом возможность исследования даже имеющихся факторов в рамках СОУТ серьезно ограничена.

Так, например:

- микроклимат оценивается только на рабочих местах, расположенных в закрытых помещениях, на которых имеется оборудование, являющееся искусственным источником тепла и/или холода (за исключением климатического оборудования, не использующегося в технологическом процессе и предназначенного для создания комфортных условий труда);

- световая среда подлежит исследованиям только при выполнении прецизионных работ с величиной объектов различения менее 0,5 мм, при наличии слепящих источников света, при проведении работ с объектами различения и рабочими поверхностями, обладающими направленно-рассеянным и смешанным отражением, или при осуществлении подземных работ, в т.ч. работ по эксплуатации метрополитена;

- неионизирующие излучения не измеряются на «офисных» рабочих местах и т. д. (Приложение № 2 к Приказу Минтруда № 33н).

Кроме того важным является и то, что ПК и СОУТ имеют разную периодичность. СОУТ проводится один раз в пять лет (в некоторых случаях, еще реже) и поэтому, дополнительно учитывая описанную выше выборочность в проведении измерений, не может являться единственным инструментом контроля за состоянием условий труда.

В рамках ПК работодатель должен разработать соответствующую программу, в которой периодичность проведения измерений по каждому фактору определяется индивидуально, исходя из требований санитарных норм и правил, специфики предприятия и его технологического процесса. В среднем, один раз в год каждому предприятию потребуется провести серию измерений на рабочих местах в рамках ПК. Данная периодичность позволяет следить за состоянием условий труда в динамике и обеспечивать своевременное принятие мер в случае выявления каких-либо несоответствий.

Следует признать, что в рамках ПК и СОУТ действительно присутствуют измерения и исследования, дублирующие друг друга. Однако в целях снижения нагрузки на бизнес действующим законодательством для таких случаев предусмотрен взаимный зачет подобных измерений. Так, на основании п. 2.5. Санитарных правил СП 1.1.1058-01 лабораторными исследованиями при ПК считаются исследования, проведенные любой лабораторией, аккредитованной в установленном порядке (т.е. в т. ч. и лабораторией организации, проводящей СОУТ). В свою очередь, ч. 7 ст. 12 ФЗ № 426-ФЗ предусматривает процедуру, позволяющую использовать результаты ПК при проведении СОУТ.

Резюмирую вышесказанное, отметим, что Производственный контроль и СОУТ являются важнейшими процедурами, вытекающими из разных сфер законодательства и решающими собственный (не дублирующий друг друга) круг задач. Проведение работодателем какой-либо одной процедуры и игнорирование второй, помимо нарушения законодательства, приведет либо к недостаточному контролю за условиями труда либо к несоблюдению целого ряда трудовых прав работников.

Справедливо сказать, что государственное регулирование вопросов, связанных с условиями труда, сложно и комплексно. Именно поэтому оно происходит через несколько сфер законодательства. Помимо трудового и санитарно-эпидемиологического, здесь применяются нормы пенсионного, страхового законодательств, положения законодательства о техническом регулировании и метрологии и пр. Вполне логично, что соответствующее профильное ведомство контролирует свой блок вопросов. В связи с этим стоит признать, что при осуществлении государственного контроля над проведением СОУТ и ПК дублирование полномочий Минтруда России и Роспотребнадзора ОТСУТСТВУЕТ. 


Вернуться в раздел