В столице продолжается застройка промышленных зон в рамках программы комплексного развития территорий (КРТ). Многие промзоны образовались на окраинах Москвы еще в середине прошлого века, но со временем оказались окружены жилой застройкой и деловыми кварталами. РИАМО продолжает серию публикаций о том, как изменятся промзоны Москвы в ближайшие годы. Сегодня речь пойдет о реновации одной из крупнейших промзон Москвы - «Соколиной горе» на востоке столицы.
Промышленная зона «Соколиная гора» находится в Восточном административном округе (ВАО) Москвы, между ТТК и МКАД. Старый пролетарский московский район, где она расположена, носит такое же название, а его история насчитывает около 300 лет.
История района связана с селом Семеновское, которое было расположено на левом берегу реки Яузы. Это место прославилось не только гвардейским Семеновским полком, но и «потешным» соколиным двором, где содержали соколов и кречетов для царской охоты. Именно так в названии района, а впоследствии – и промзоны, появились соколы.
В ряд ведущих индустриальных районов Москвы Соколиная гора попала благодаря строительству фабрик и заводов, а также развитию науки и созданию крупных НИИ. И если еще в начале прошлого века это была фабричная окраина Москвы, то сегодня район граничит с Центральным округом столицы.
В 2003 году территория Соколиной горы увеличилась на 23% из-за присоединения промзон соседних районов Перово, Измайлово и Преображенское. Район может смело претендовать на звание едва ли не самого промышленного: промзоны в нем занимают около 300 гектаров.
Если посмотреть на карту Москвы, то границы промзоны «Соколиная гора» по форме напоминают сердце. В этом есть некий знак — эта промзона действительно является промышленным сердцем столицы. Там находятся крупнейшие заводы «оборонки» и легкой промышленности, предприятия машиностроения.
Из крупнейших предприятий Москвы на территории промзоны «Соколиная гора» находятся фабрика «Красная заря», Московская шерстопрядильная фабрика, машиностроительный завод «Вперед», научно-производственное предприятие (НПП) «Сапфир», а также оборонные предприятия, в том числе одно из крупнейших — ММПП «Салют».
Там же располагаются ТЭЦ-11 имени Уфаева, которая обеспечивает электроэнергией и теплом население всего ВАО, и объекты Московского метрополитена.
Шоссе Энтузиастов делит промзону на две части: с одной стороны расположено Казанское направление МЖД, с другой — МЦК. В самом центре промзоны разместился грузовой железнодорожный сортировочный парк «Перово-4» и локомотивное депо «Москва-Сортировочная».
Столичные власти намерены подвергнуть редевелопменту не всю промзону, а лишь северную ее часть площадью в 21 гектар. Это связано с тем, что практически все предприятия промзоны — действующие. Даже в той ее части, где пройдет реновация, с жилыми домами будет соседствовать действующее предприятие.
Это «Концерн Моринформсистема «Агат», который является одним из головных предприятий оборонной отрасли. Там на протяжении многих лет разрабатывались и производились автоматизированные системы и комплексы управления боевой деятельностью подводных лодок и надводных кораблей ВМФ, а также системы управления стрельбой всеми видами корабельного оружия.
Северная часть промзоны «Соколиная гора» вошла в проект планировки территории на востоке Москвы, который столичные власти утвердили еще в 2014 году.
Эта территория ограничена 3-й улицей Соколиной горы, улицей Уткина, шоссе Энтузиастов и проспектом Буденного. Полностью завершить ее реконструкцию планируется в 2022 году.
На бывшей промышленной территории уже завершено строительство жилого комплекса (ЖК) «Золотая Звезда» с подземным паркингом на 276 машин. Новые жилые дома рассчитаны 2 700 новых жителей. Рядом построят начальную школу на 350 учеников, которую возможно трансформировать в детсад на 175 мест, а также православный храм.
Как рассказала РИАМО управляющий директор компании «Метриум», участник партнерской сети CBRE, Надежда Коркка, сегодня на территории промзоны «Соколиная гора» стоят несколько морально и технически устаревших жилых домов. А в локации неподалеку, на Гаражной улице, располагается площадка, где возведут новостройку: туда переселят собственников ветхого жилья по программе реновации.
Торговые, офисные и другие здания, которые уже есть на территории промзоны, ждет реконструкция с расширением полезных площадей. Кроме того, в рамках реновации планируется построить надземные и подземные гаражные комплексы: всего они смогут принять 1 955 автомобилей.
Если говорить о Соколиной горе с точки зрения потенциальных покупателей жилья, то этот район, несмотря на близость к центру Москвы и Измайловскому парку, всегда считался не самым популярным в столице. Во многом это связано с его пролетарской репутацией и большим количеством заводов и фабрик, а также с пробками на шоссе Энтузиастов.
Однако, как отмечает заведующий кафедрой ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости Финансового университета при правительстве России Александр Цыганов, сегодня часть заводов уже не работает и снесена, часть перепрофилированы.
При этом на месте останутся ТЭЦ-11 и городская инфекционная больница №2, кчто может внушать опасения будущим жителям. Кстати, эта «инфекционка» известна тем, что здесь в свое время лежал Артемий Лебедев.
Впрочем, есть у промзоны «Соколиная гора» и хорошие соседи. Это крупные торговые центры и несколько вузов: МЭИ, МТУСИ, Российский государственный университет физкультуры, спорта, молодежи и туризма, чуть дальше — МГТУ имени Баумана и ГУУ. Кроме того, вблизи промзоны находится Измайловский парк — их разделяет Северо-Восточная хорда (СВХ).
Между тем именно СВХ является одним из достоинств района промзоны: она должна создать альтернативу загруженному шоссе Энтузиастов для автомобилистов.
С общественным транспортом на Соколиной горе проблем нет: здесь проходит достаточно много маршрутов трамваев и автобусов, а в разных частях района расположено сразу три станции метро — «Семеновская», «Партизанская» и «Шоссе Энтузиастов», а также МЦК «Соколиная гора».
Впрочем, плюсы уравновешиваются рядом минусов. Один из них — это относительная изолированность реконструируемой территории от жилой застройки на начальной стадии проекта.
![]() |
«Практически со всех сторон новые кварталы будут окружены промзоной, что вынуждает при проектировании предусматривать всю необходимую инфраструктуру, так как пользоваться существующей не получится», — считает директор направления «Сопровождение строительных проектов» группы консалтинговых компаний SRG Алексей Ефанов.
По его мнению, уже построенные в районе промзоны «Соколиная гора» жилые дома имеют дефицит инфраструктуры, в связи с чем новые детсад и школа должны иметь вдвое больше мест, чем это необходимо, для проектного числа жильцов новых домов — оно оценивается в 2,7 тысячи человек. При этом парковочных мест в новом квартале проектом предусмотрено с запасом.
Впрочем, вполне вероятно, что все эти недочеты при освоении территории промзоны со временем устранят.
Как добавляет Александр Цыганов, сейчас ближе к центру Москвы уже застраивается похожий район — между станциями метро «Площадь Ильича» и «Авиамоторной», причем квартиры в нем пользуются спросом. Поэтому и у «Соколиной горы» есть реальные перспективы стать новым центром притяжения для новоселов.
Дмитрий Булгаков