27.07.2016

Идея совместного употребления вещей не нова, но как бизнес-тренд она оформилась на конференции TED в 2010 году. Распространённый и простой пример совместного потребления — это домашние инструменты, которые используются по очереди в течение какого-то времени. Делиться — вот главная идея экономики совместного потребления, которая основана на доверии людей.

Такой тип экономики не предполагает, что нужно будет отдавать свое чужим, и это не имеет ничего общего с социалистическим прошлым, где долгое время народ убеждали в том, что всё вокруг народное и колхозное, а люди мечтали о своём, о личном.

Яковченко.jpg     

Сегодня такие мечты легко можно воплотить в жизнь, но люди все больше перестраиваются и осознают, что некоторыми вещами они не хотят пользоваться постоянно.

Такое осознание приводит к существенным переменам в жизни. Эксперты уверены, что с годами экономика совместного потребления будет становиться всё популярнее. Александр Яковченко, директор управления по развитию бизнеса направления «Финансовый консалтинг» Группы компаний SRG обращает внимание на то, что уже сейчас можно взять в аренду практически всё что угодно — от техники или инструментов до безлимитной сети Wi-Fi: «Появляются электронные площадки, на которых можно выбрать практически любую востребованную услугу за сравнительно небольшие деньги. Есть наш отечественный сервис YouDo. Там люди ищут помощников для разных дел, размещая на сайте задания с указанием, сколько они готовы за них заплатить. Amazon не тратит деньги на покупку собственных грузовиков, а использует гениальную стратегию Uber. И это правильно, за этим будущее».

Роман Борисов, сотрудник центра «Коворкинг 14» объясняет популярность такого типа экономики высоким темпом современного общества: «Современный человек привык жить более аскетично, чем это может показаться на первый взгляд. Это объясняется тем, что молодёжь хочет быть более мобильной.

Например, наши родители всю свою жизнь складировали те или иные вещи, и в случае переезда сразу же возникала острая необходимость в аренде грузовой машины, чтобы это все доставить. Сейчас же многим достаточно собрать несколько чемоданов и найти ближайший автомобиль каршеринга. И сегодня это затрагивает всё новые жизненные сферы, в том числе и, например, рабочее место: не только фрилансеры, но и представители крупных компаний пытаются сократить расходы на аренду собственного офиса (секретарь, уборка, вода, чай/кофе, обслуживание техники и т.д.), переехав в коворкинги».

Станислав Грошов, генеральный директор каршеринговой компании «Делимобиль» тоже не сомневается, что у экономики совместного потребления есть перспективы в России. Такие заключения он делает на основе данных собственного бизнеса — у его компании сегодня автопарк в 500 машин и более 100 000 пользователей в Москве, и это число постоянно увеличивается.

Правда, не стоит забывать о том, что необходимо разделять понятия экономики совместного потребления в России и мире: «В мировой экономике годовой рост sharing economy составляет 25%, — говорит Яковченко, — в России не наблюдается такого прогресса. В нашей стране пока существует менталитет «мой дом — моя крепость», и чем серьёзнее кризис, тем более закрытыми мы становимся. Но, с другой стороны, как раз кризис и вынуждает людей вливаться в новый тренд совместного использования товаров и услуг, получая дополнительную прибыль.

Весь бизнес построен на доверии людей, которые обмениваются услугами или товарами. В этом и кроется риск быть обманутыми. У нас репутация стоит дешевле, чем в других странах. Как только количество обманов в этой системе перевалит за некую критическую отметку, система распадется».


Вернуться в раздел