АвтоВАЗ в 2019 году продолжит поставки автомобилей Lada на Кубу. В их числе Lada Vesta ижевского автозавода, которая отправлялась в Гавану еще в 2018 году в количестве 320 штук. Прибывший на переговоры с руководством автозавода в Ижевске чрезвычайный и полномочный посол республики Куба в РФ Херардо Пеньяльвер Порталь сообщил, что автомобили пользуются большой популярностью среди кубинцев. Эксперты отмечают, что Куба — один из немногих внешних рынков для АвтоВАЗа. Основным покупателем автомобилей Lada остается Россия.
В 2018 году АвтоВАЗ поставил на Кубу 344 автомобиля Lada. Это легковые модели Lada Largus, Lada Granta и Lada Vesta, последнюю производит ижевский автозавод. Во время визита в столицу Удмуртии чрезвычайный и полномочный посол республики Куба в РФ Херардо Пеньяльвер Порталь сообщил, что это самые популярные модели автомобилей в Гаване. «Модели Granta, Largus и Vesta очень надежно работают у нас как такси. Я сам, когда там был (в Гаване.— Ъ) в августе, попробовал и поговорил с водителями такси, они все очень счастливы и удовлетворены. Машины работают очень надежно, очень крепкие, не ломаются»,— сообщил посол журналистам. В 2019 году на Кубу будет импортировано еще более 500 автомобилей Lada. «Будем постепенно внедрять новые модели Lada и для частного транспорта, и для такси, и для других целей»,— добавил Херардо Пеньяльвер Порталь. Осенью 2018 года СМИ уточняли, что это будут, в том числе, автомобили по заказу полиции и госучреждений.
Впервые поставлять автомобили Lada на Кубу Россия начала в 1970 годах — тогда рынок состоял из «копеек», «пятерок», «шестерок» и «семерок». С 90-х годов объемы поставок резко снизились, и в 2018 году, впервые за 12 лет, АвтоВАЗ отправил в Гавану 320 LadaVesta с ижевского автозавода и 24 Lada Largus Cross оранжевого цвета. Автомобили получила кубинская государственная таксомоторная компания Taxis Cuba. Выход на кубинский рынок АвтоВАЗ запланировал еще в 2017 году. Тогда же президент компании Николя Мор сообщил, что Куба — один из приоритетных рынков АвтоВАЗа, поэтому помимо поставки автомобилей предприятие займется обучением кубинских специалистов обслуживанию автомобилей после их продажи.
По мнению ведущего оценщика направления «Оценка и финансовый консалтинг» ГК SRG Сергея Крыжановского, перспективы в экспорте для отечественного автопрома, включая продукцию АвтоВАЗа, наблюдаются лишь в отношении стран СНГ. Например, российские автомобили эксплуатируются в Казахстане, Азербайджане. «Что касается экспорта в европейские страны, то потребность зарубежного рынка в отечественном автопроме явно отсутствует. Не секрет, что зарубежное автомобилестроение значительно опережает российское. Но не исключено, что дальнейшее технологическое развитие позволит отечественному автопрому выйти, в том числе, и на европейский рынок»,— рассказал господин Крыжановский. Директор консультационной компании «Совершенные индустрии» Дмитрий Рыцев добавил, что экспортный потенциал автомобилей ВАЗ крайне низкий, в связи с неспособностью компании создавать качественную экосистему эксплуатации своих автомобилей на целевых рынках.
Юлия Лебедева