28.11.2018
Источник: Деловой мир
Есипова.jpg   
Маргарита Есипова
, руководитель проектов направления «Налоги и право» группы компаний SRG, рассказывает о критериях налоговой в деле отбора компаний-«однодневок» и объясняет, как оградить свое дело от потенциальных проблем.

В классическом понимании «однодневки» — это налогоплательщики, которые получили оплату по договорам за товары, работы или услуги, но соответствующие налоги с полученных средств (налог на прибыль, НДС) в бюджет уплачены не были. Причем найти директора (главного бухгалтера) или невозможно, или он является «массовым», отказываясь от какой-либо причастности к деятельности такой фирмы. Кроме того, в большинстве случаев работы и услуги при этом, как правило, не оказываются, а товары не поставляются.

Массовый директор — это физлицо, формально являющееся единоличным руководителем в нескольких организациях.

При другой схеме с целью занижения налогооблагаемой базы реализация товара по договору с «однодневкой» идет по заниженной цене, а оплата оставшейся части стоимости происходит без заключения договора. Таким образом, заказчик ставит себе в расходы затраты по договору и принимает к вычету НДС, тогда как у контрагента затраты по аналогичным налогам в бюджет не дошли.

Ориентируясь на указанные выше критерии, налоговые органы проводят соответствующие проверки, позволяющие выявить «однодневки». Главный помощник в этом деле — система АСК НДС 2, позволяющая выявить «разрывы» по НДС. Программа в автоматическом режиме отслеживает начисленный, но не уплаченный НДС или выявляет цепочку контрагентов, при которой денежные средства выводятся через «однодневку». На основании выявленной информации проводится более детальная проверка.

Внимание обращают на следующие критерии:
  • «массовый» адрес, «массовый» директор;
  • стоимость договора, регулярность сотрудничества с контрагентом;
  • период, в течение которого денежные средства по цепочке были перечислены конечному получателю. Если все операции сделаны в течение 2-3 дней и сняты с карты наличными, это станет поводом для более детальной проверки;
  • присутствие руководителя/учредителя в базе дисквалифицированных лиц;
  • наличие штата и материальных ресурсов для выполнения обязательств по договорам;
  • реальность исполнения договоров, фиктивность документооборота (в этих целях проверяющие могут опросить руководителей и сотрудников);
  • реальность выполненных работ, оказанных услуг или поставки товаров.

Для этого представители налоговых органов запрашивают соответствующие документы, например: переписку с деловым партнером, транспортные документы, акты приема-передачи, отчеты о проделанной работе. Цель — доказать, что услуги или не оказывались вовсе, или оказывались, но совершенно другими лицами. Также путем сопоставления объемов выполненных работ и условий договора выявляется:
  • несоответствие фактов документам;
  • наличие умысла в сотрудничестве с «однодневками».

При выявлении признаков такого сотрудничества проводятся мероприятия, с помощью которых можно подтвердить факты взаимозависимости.

Этот перечень критериев не является закрытым. Согласно различным источникам, таких критериев более 70. Причем признаки выявления «однодневок» регулярно совершенствуются.

Не заинтересуют налоговые органы только незначительные контракты (если потенциальные доначисления не покроют расходы на проведение самой проверки), которые не принесут и значительной налоговой выгоды. Важно помнить, что внешние признаки, которые налоговые органы могут выявить дистанционно, затем будут проверены методами, схожими со следственными мероприятиями (допросы, осмотры, истребование и выемка документов и другое). Это неудивительно. Более того, Минфин, ФНС и Следственный комитет выпустили совместное письмо о методике выявления неуплаты налогов (письмо от 13 июля 2017 года № ЕД-4-2/13650@).

С учетом этого воссоздать реальность деловых правоотношений становится практически невозможно. Единственный верный способ не попасть под подозрение — не использовать такие агрессивные и крайне опасные схемы уклонения от уплаты налогов.
Вернуться в раздел