08.09.2020 14:56:00

Сервис SuperJob выяснил у россиян, какая часть их рабочего времени тратится на обязанности, выполнение которых не имеет никакого смысла. Россиян, которые считают, что каждая минута их рабочей деятельности наполнена смыслом, - менее половины (47 процентов). По оценкам 53 процентов респондентов, на бесполезный труд в среднем тратится почти треть рабочего времени (31 процент).

Каковы же причины, вынуждающие опрошенных быть столь категоричными в своих ответах?

Прежде всего, эта сама организация труда. Так или иначе, нам приходится заниматься не только творчеством, но и необходимой рутиной - будь то оформление документов или написание отчетов.

Спасти ситуацию в данном случае помогают цифровые ассистенты, то есть прикладные программы, уже сейчас они могут распознавать не только текстовые, но и голосовые команды на привычном для пользователя языке, самостоятельно обрабатывать их и выдавать одно или несколько решений поставленной задачи, уверен Павел Гонтарев, управляющий директор "Mail.ru Цифровые технологии".

Однако в автоматизации процессов есть свои нюансы.

- Автоматизация процессов - гарантированный способ улучшить работу сотрудников, создать комфортную среду в команде, в офисе в целом. Но есть в этом способе и определенные сложности. Перед тем как автоматизировать любой процесс, нужно навести порядок "на бумажке". Сама по себе автоматизация не решит проблему бардака в процессах. Если вы автоматизируете хаос, то вместо порядка получите автоматизированный хаос, - предупреждает Денис Голубцов, директор по развитию акселератора таргетированных продаж Selvery.

Более "естественным" способом сократить число ненужных действий, по словам Сергея Майдебура, директора по цифровой трансформации бизнеса ООО "Байкал-Сервис ТК", является элементарный аудит рабочего времени - как со стороны руководства, так и со стороны самих сотрудников, ведь в эффективности рабочего процесса заинтересованы все стороны. Так, компании, утверждает эксперт, удалось сократить поток сопроводительных документов до 15 процентов от первоначальных объемов только путем опроса своих клиентов.

Федор Спиридонов, Группа компаний SRG, SRG      

О необходимости обратной связи между сотрудниками и руководством говорит и Федор Спиридонов, управляющий партнер группы компаний SRG. По мнению эксперта, "кто-то не понимает, за что его поощряют или наказывают, кто-то не видит своих возможностей для развития, а кто-то, наоборот, переоценивает себя". Регулярная оценка персонала позволяет сотрудникам разных уровней жить "в одном времени", понимать друг друга, договариваться и решать спорные моменты, что, в свою очередь, положительно отразится на общей эффективности компании.

Такой подход Григорий Лобачев, сооснователь проекта CRM Пачка, называет "не делать лишней работы и не позволять ее делать другим".

- То есть мы предпочтем, чтобы сотрудники не делали ничего, чем что-то формальное или бесполезное. На практике это выглядит как развитая система коммуникаций по всем вопросам внутри команды, - объясняет Лобачев.

Неопределенность и отсутствие мотивации называет главными причинами бездарной потери рабочего времени Тимур Валеев, эксперт Ассоциации психоаналитического коучинга и бизнес-консультирования, отмечая громадную разницу условий работы госслужащих и тех, кто работает в частном бизнесе.

Важно мерить эффективность не рабочими часами, а результатом

Быть прозрачными в целеполагании легче, если организация небольшая: так сотрудники живут "в одном потоке" и легче видят общую цель, полагает Константин Анохин, коммерческий директор NGENIX, утверждающий что, если линейные сотрудники не могут рассказать о конечном результате своих действий и его влиянии на бизнес компании, они не смогут определить, на чем концентрироваться и как приоритизировать задачи - отсюда и ощущение "бессмысленности" и "бесполезности".

И если неопределенность лечится прозрачностью рабочих процессов, то над мотивацией сотрудника нужно поработать чуть больше. В компаниях, где не игнорируют потребности персонала, производительность выше на восемь, а текучесть кадров ниже на 14 процентов, напоминает Александр Бочкин, генеральный директор IT-компании "Инфомаксимум".

На внутреннюю мотивацию большое влияние оказывает степень свободы и самостоятельности в принятии решений. Многочисленные исследования, в том числе исследование, проведенное LinkedIn, показывают, что именно степень автономности во многом определяет готовность человека долго оставаться в компании, поясняет Екатерина Гришина, эксперт Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России. Немаловажно создание на любом рабочем месте возможностей проявить свои таланты и вырасти. Этому может способствовать сбор предложений, система непрерывных улучшений, карьерные лифты.

С другой стороны, быть эффективным 24/7 - задача из области фантастики, примиряет все стороны дискуссии Кристина Соколова, директор департамента по управлению персоналом "Техносерв Консалтинг".

- Часто для достижения результата нужно провести в раздумьях и покое не один день, а иногда "светлая мысль" приходит, когда ты делаешь что-то бесполезное на первый взгляд, например рисуешь человечков на салфетке, - уверена эксперт. Ведь согласно данным различных исследований, сотрудник эффективен лишь половину рабочего времени - вне зависимости от того, как он сам это рабочее время оценивает. Современный руководитель, утверждает психолог Екатерина Цаюкова, должен мерить эффективность не рабочими часами, а полученным результатом.

Главное - найти, кто в этой эффективности действительно заинтересован.


Вернуться в раздел