Сегодня открылись торговые центры в Москве, однако людей в моллах практически нет, сообщают в РИА Новости. Правительство Московской области, Петербурга и Ленинградской области, полагают, что открывать торговые площадки повсеместно — рано, а градостроители и вовсе уверены, что возобновлять их работу не следует. Не так давно главный архитектор столицы предсказал снос крупнейших торговых площадей после пандемии и строительство на их месте нового жилья. Узнали у экспертов и владельцев ТЦ насколько реально такое предложение и какие изменения ждет ритейл уже в ближайшее время.
С приходом пандемии образ жизни горожан изменился, но всё же не столь радикально, как кажется на первый взгляд, полагает вице-президент QBF Владимир Масленников. Сейчас злую шутку с торговыми площадями может сыграть лишь общественное мнение.
«По опыту стран, которые были охвачены коронавирусной инфекцией раньше, нежели Россия, мы видим, что после снятия ограничений на передвижение по улице люди достаточно быстро возвращаются к привычным занятиям. Однако трудно представить возвращение торговли в здания, которые были переоборудованы в инфекционные больницы, например, АТЦ Москва и Экспоцентр или Ленэкспо в Петербурге. Горожане будут опасаться мест, где в период пандемии были развёрнуты ковид-госпитали», — полагает Масленников.
Но, по словам эксперта, маловероятным кажется и то, что подготовленные в спешке больничные корпуса так и останутся медицинскими учреждениями, тем более они находятся в не самых удачных для этого районах.
«Например, Экспоцентр в Москве занимает значительную площадь недалеко от Белого Дома – едва ли вне режима повышенной готовности там сочтут целесообразным размещение инфекционных больных. Скорее всего, здание будет снесено, а земля передана под застройку. Аналогичная судьба настигнет и другие торговые центры, если их признают нерентабельными после пандемии», — отмечает вице-президент QBF.
«Первые кандидаты на выбывание — это морально устаревшие торговые центры, требующие реконструкции, построенные как раз в начале-середине 2000-х. — считает Константин Гнездилов, старший руководитель проектов, направление «Оценка и финансовый консалтинг» Группы компаний SRG, — Многие из них уже до периода самоизоляции населения не отвечали ни запросам покупателей, ни условиям арендаторов. Перезапуск таких объектов без сноса и нового строительства маловероятен. Выбор, что построить на освободившихся территориях, будет зависеть от конкретного местоположения. Универсального ответа нет».
По словам эксперта, перестройка привычек покупателей происходит медленно, и здесь все решают технологии. Кризис и пандемия, несомненно, дадут толчок иным направлениям, в том числе малоформатной торговле, а также еще большему уходу потребителя в онлайн. Отчасти, с такой идеей согласились и в Ingka Centres (владельцы «МЕГА» и ИКЕА).
«Сейчас в коммерческой недвижимости существуют глобальные тренды на диджитализацию покупательского опыта, усиление конкуренции между общественными пространствами и урбанизацию. В апреле маркетпейсом «МЕГА Онлайн» воспользовалось на 13% больше пользователей, компания планирует развивать его и после снятия ограничений», — отмечают в компании.
В остальном, владельцы МЕГИ не столь радикально настроены в отношении коммерческих площадей, но отмечают, что торговые центры в их традиционном формате уже давно начали изживать себя, и изменения после пандемии определенно будут.
«Основываясь на исследовании изменения покупательских предпочтений, мы понимаем, что наши посетители хотят вернуться к обычной жизни, но после пандемии их в большей степени, чем раньше, волнуют безопасность, здоровый образ жизни, устойчивое потребление. Все эти темы мы развивали и до распространения коронавируса в наших пространствах для встреч. Это новая трансформация торговых центров в площадки, где гости могут получать заряд новых впечатлений и эмоций – то есть, не только совершать покупки, но и заниматься спортом, посещать культурные мероприятия, обедать в кафе и ресторанах, гулять в парках», — резюмировали в Ingka Centres.
Вернуться в раздел