06.02.2015

Промышленность надеется на снижение фискальной нагрузки

А Минфин считает, что в кризис налоги нужно повышать


В Минпромторге предлагают ввести меры налогового стимулирования промышленных предприятий. В частности с такими предложениями выступил в среду глава Минпромторга Денис Мантуров на экспертном совете «Деловой России». Ведомство предлагает сейчас, в качестве мер поддержки промышленных предприятий, выделить из бюджета в 160 млрд руб. Такой шаг обещает в будущем увеличить доходы казны на 2 трлн руб. Эксперты уверены – вряд ли Минфин согласится на налоговые послабления. Ведь финансовый блок правительства не раз обжигался на «налоговых льготах» для предпринимателей.

20150206Предлагаемые Минпромторгом налоговые льготы вытекают из нового закона «О промышленной политике», который должен вступить в силу в июле 2015 года. Всего могут быть введены четыре типа льгот: зачет капиталовложений в уменьшение суммы налога на прибыль, «налоговые каникулы» по налогу на прибыль и налогу на имущество для вновь построенных предприятий («гринфилдов»), ускоренная амортизация основных фондов, а также пониженные ставки страховых взносов для компаний в сфере инжиниринга и промышленного дизайна. «Получить льготы могут компании любых отраслей, а основными бенефициарами станет российский несырьевой бизнес и инвесторы», – поясняет президент «Деловой России» Алексей Репик.

Чтобы получить налоговые преференции, предприятие должно инвестировать не менее 20 млн руб. за один год, 50 млн руб. за три года и 200 млн не более чем за пять лет. Действовать льготы, по мысли Мантурова, будут в течение 10 лет. Исключение могут составить льготы по страховым взносам – их предлагается ввести на шесть лет.

По оценке самого ведомства, прямые расходы бюджета и внебюджетных фондов на реализацию этих мер составят около 160 млрд руб. Тем не менее, надеются в министерстве, положительный эффект от новшеств в виде дополнительных поступлений в бюджет и фонды может превысить 2 трлн руб. Обещанные промышленникам льготы способны не только стимулировать инвестиции и рост производства, но оказать положительное влияние на российскую экономику в целом за счет создания мультипликативного эффекта. «Вырастет спрос на продукцию смежных отраслей, увеличится количество рабочих мест». – надеются в Минпромторге.

Тем не менее пока не очевидно, что предложения Минпромторга получат поддержку в финансовом блоке правительства. Ведь лишиться бюджет 160 млрд рублей должен будет сейчас, а получить обещанные 2 трлн руб казна сможет лишь в будущем. «Предлагаем посмотреть на ситуацию более глобально: есть ли в России тенденция к ослаблению налогового бремени для предпринимателей хотя бы последние 3–5 лет?», – задается вопросом директор по развитию QB Finance Маргарита Горшенева. И сама же отвечает на него отрицательно. «Налоги на имущество, различные местные налоги и сборы постоянно увеличиваются и вводятся новые налоги», – напоминает она. А значит, добавляет Горошнева, вряд ли в текущих экономических реалиях у Минпромторга могут найтись аргументы, убеждающие финансовый блок сократить доходы бюджета ради будущего роста. «Правительство не верит в то, что можно дать налоговые каникулы предпринимателям и получить от этого выгоду», – уверена эксперт.

Вполне возможно, что в Минфине все еще помнят негативный опыт прошлых понижений налоговой нагрузки на бизнес. В частности, в 2005 году резко с 35,6 до 26% был снижен единый социальный налог (ЕСН). Однако пониженная ставка не заставила российский бизнес массово выйти из тени. В результате в бюджете Пенсионного фонда образовался немалый дефицит, который пришлось покрывать из других источников, сетовал тогда теперь уже бывший глава Минфина Алексей Кудрин (см «НГ» от 10. 10. 05).

О том, что в случае «глубокого кризиса» правительство скорее пойдет не на понижение, а на повышение налогового бремени, говорил в январе и замглавы Минфина Сергей Шаталов. «Тезис о том, что низкие налоги лучше высоких, в правительстве не оспаривается. К сожалению, реальность не всегда совпадает с ожиданиями, прогнозы иной раз не сбываются, в таких случаях приходится принимать трудные и непопулярные решения и брать за них ответственность», – уточнял замминистра. Правда, для того чтобы эти идеи воплотились в жизнь, «должны произойти какие-то очень серьезные потрясения», настаивал Шаталов.

По мнению же Руководителя проектов SRG Ольги Тарасовой убедить сейчас правительство снизить налоги не удастся. «Налоговое бремя только увеличится на фоне уменьшения ВВП и сокращения расходов на социальные нужды», – считает она. Проблемы же в экономике нужно решать в комплексе, добавляет она, в то время как Минпромторг предлагает послабление лишь для небольшого круга предприятий.

«Там, где в основу расчета берется последующий мультипликативный эффект, уже формируется нежизнеспособная в текущих условиях модель», – говорит старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. «В реальном секторе вот-вот созреет пузырь взаимных неплатежей, здесь просто нет возможности ни наращивать спрос на продукцию смежных отраслей, ни создавать новые рабочие места», – уточняет аналитик. По ее словам, эти схемы могли бы работать в спокойных и прогнозируемых экономических условиях. «Снижение или отмена налогов была возможна, когда была дорогая нефть и профицитный бюджет. Сейчас, даже если дать налоговые каникулы, новый бизнес открыть сложнее в силу отсутствия дешевого кредитования. Фондовый рынок также неразвит», – поясняет Горошнева.

Тем не менее, добавляет руководитель «Нексиа Пачоли» Светлана Романова, некоторые из предложенных Минпромторгом мер вполне можно было бы поддержать. «Такая мера, как зачет инвестиций в затраты, направлена на стимулирование частных инвестиций в основной капитал. А это как раз то, чего в настоящий момент не хватает. Большинство расходов бюджета направлено на перераспределение ВВП, тогда как частные инвестиции – на его рост. Чем больше инвестиционного ресурса будет оставаться у субъектов хозяйственной деятельности, тем лучше для экономики», – резюмирует она.


Источник: Независимая газета

<-- Назад

Вернуться в раздел