01.12.2015
Источник: БОСС

Экономия неуместна

Одна из основных проблем современного рынка строительства — обеспечение надежности и безопасности постройки. Этот вопрос вызывает озабоченность архитекторов и инженеров, которые занимаются проектированием. Сфера строительного проектирования в России приходит в упадок, проектировщики становятся лишь формальной фигурой, которая помогает компании пройти строительную экспертизу. При этом саморегулируемые организации продолжают снижать уровень контроля. Стоит ли ждать, когда строительная безопасность отрегулируется «невидимой рукой рынка» или нужно создать адекватные механизмы контроля?

Сократить и ужесточить

Как известно, контроль над надежностью построек сейчас осуществляют пресловутые СРО. С 1 января 2009 года было отменено лицензирование в сфере строительства — заменой лицензирования стали саморегулируемые организации строителей. Однако статус СРО может приобрести строительная некоммерческая организация, которая располагает наличием компенсационного фонда и объединяет не менее ста предпринимателей и юридических лиц. По данным Минэкономразвития России, в РФ зарегистрировано около 1000 различных СРО, и их количество продолжает расти. Неудивительно, ведь саморегулируемые организации могут возникать на «добровольных основаниях».

Крупнейшее объединение СРО в России — Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) — появилось еще с момента принятия закона в 2009 году. В 2011 году этой организацией было проведено исследование различных административных барьеров, которые возникают при реализации инвестиционных проектов в строительстве жилья. По данным этого исследования, застройщику нужно пройти не менее 100 различных разрешительных процедур.

Однако СРО умудряются обходить больше половины из разрешительных процедур, которые, по сути, стали простой формальностью. В связи с этим участники рынка призывают сократить объемы разрешительных процедур и увеличить их «качество», с тем чтобы недобросовестные компании не могли преодолеть фильтр. В частности, НОСТРОЙ предоставил результаты своего исследования в Правительство РФ с просьбой упрощения процедуры получения разрешения на строительство.

Ожидается, что к 2018 году количество разрешительных процедур сократится в четыре раза. 29 июля 2013 года вступило в силу распоряжение Правительства РФ, ­которое упрощает градостроительную подготовку земельных участков и сокращает количество времени и расходов на прохождение разрешительных процедур.

Ранее об упрощении этих процедур высказывался В.В. Путин. Он говорил о необходимости навести порядок в этой сфере. Сейчас важно, чтобы среди них остались те пункты, которые невозможно обойти формально. Ведь если их останется в разы меньше, то процедуры эти должны быть наиболее эффективными.

Кризис проектирования

Один из важнейших факторов, влияющих на надежность строительства, — это качество проектирования. Ныне в нашей стране оно находится на достаточно низком уровне и зачастую играет лишь формальную роль. После экономического кризиса 2008–2009-х гг. у проектировщиков резко сократилось количество заказов, а у заказчика уменьшилось количество средств на их исполнение. Ситуация сложилась непростая: заказчик стремится сэкономить на затратах по проектированию, а значит, и на работе самого проектировщика. Качество и надежность построек в таких условиях значительно снижается.

Главная цель, которую пытается реализовать заказчик, — прохождение экспертизы. Для этого услуги проектировщика сводятся к тому, чтобы просто разработать черновой вариант проекта. Зачастую проверяющие эксперты могут попросту не заметить множество деталей и одобрить проект, который представляет опасность. В результате заказчик экономит (при этом выигрывает не много) за счет некачественного проектирования и некомпетентной экспертизы.

Однако пытаться экономить на безопасности бессмысленно, поскольку деньги, которые не были потрачены в результате такой недобросовестной работы, в будущем могут пойти на ликвидацию последствий ненадежности постройки. Большое количество средств тратится затем на различные переделки и доработки уже во время строительства. Так как заказчик часто экономит на изыскательских работах, проектировщик не может учитывать всех факторов при строительстве. Из-за этого появляются недоработки или, наоборот, ограничения, которые на практике совершенно не нужны и приводят к лишним расходам.

Экспертиза под угрозой

В марте 2013 года Государственной думой был отвергнут проект закона «Об отмене обязательной экспертизы проектной документации». Еще с 2012 года начали действовать поправки, которые уравнивают права государственных и негосударственных компаний, производящих экспертизы. Сложность в том, что негосударственные экспертные компании не имеют ограничений в финансовой сфере, а также в территориальной. То есть организация из Калининграда может провести экспертизы постройки в Санкт-Петербурге.

К отмене обязательной экспертизы, по мнению депутатов Государственной думы, строительный сектор пока не готов. Станислав Логунов, основатель Ас­со­циа­ции экспертиз строительных проектов, также считает принятое Гос­ду­мой решение верным: «Отмена обязательной экспертизы преждевременна. Профессиональное сообщество очень активно откликнулось на этот законопроект, и при этом практически все отзывы были отрицательные. Причем не только от региональных властей и от экспертных организаций, но и от представителей компаний, участвующих в строительстве».

Во-первых, страховые компании, которые должны были, по замыслу разработчиков, взять на себя бо2льшую долю ответственности, еще не понимают предмет страхования: ведь объекта капитального строительства не существует, пока он проектируется и строится. А во-вторых, в результате отмены экспертизы — при минимальном сокращении сроков прохождения всех процедур для получения разрешения на строительство — мы получаем резкое увеличение некачественной документации и, соответственно, рост опасности вреда здоровью, безопасности и имуществу. «Более того, это может привести к неэкономичному строительству, поскольку в ходе экспертизы проектные решения зачастую меняются на более оптимальные», — добавляет эксперт.

Но лоббисты не оставят попыток «протащить» подобные законопроекты. Если госэкспертизу все-таки отменят, последствия будут лишь отрицательными, считает Логунов. По данным экспертных организаций, которые представлены в отчете Минэкономразвития, в 83,5% случаев проектная документация и результаты инженерных изысканий содержат отклонения от установленных требований, причем более чем в 19% случаев доработка проектных документаций невозможна. Уже из этого можно сделать вывод о качестве проектирования в стране.

Роль изыскательских работ и смет

Наверное, каждый грамотный застройщик, который хочет, чтобы его постройка была надежной, прибегает к изыскательским работам. Инженерные и геологические изыскания чрезвычайно важны, ведь именно от них зависит, сколько времени прослужит постройка и будет ли строительство вообще возможным на планируемой территории.

Очень часто под строительство отводятся пустующие долины оврагов, крутые склоны и заболоченные участки. Для того чтобы постройка на таких местностях не сопровождалась авариями и чрезвычайными ситуациями, должны быть произведены комплексные инженерные изыскания. Они помогут учесть при постройке все природно-техногенные особенности земли, отведенной под строительство, выбрать правильную конструкцию фундамента, а также выяснить, понадобятся ли какие-либо защитные и профилактические мероприятия. Все эти работы, безусловно, повышают надежность строительства.

Однако сейчас многие заказчики пытаются снизить затраты на проведение изыскательских работ. В результате такой политики ведения бизнеса вместо экономии возникают как раз большие финансовые потери.

«Как показывает практика, при сокращении стоимости изысканий, учитывая их очень малую по сравнению со строительно-монтажными работами стоимость, создается лишь иллюзия экономии, а на самом деле существенное удорожание строительства», — рассказывает Анатолий Койда, генеральный директор одной из региональных компаний. Он также считает, что следует ужесточить меры проверки проведения и качества изыскательских работ. Ведь некачественно выполненные работы могут привести к серьезным авариям в ходе строительства и эксплуатации зданий.

Эксперт отмечает, что существует и такая проблема — выполнение изысканий слабоукомплектованными и не имеющими опыта работы организациями. Кроме того, часто такие организации могут быть и иногородними, а значит, они не в силах точно охарактеризовать все особенности местности: почвы, грунтовых вод и так далее. Решение в этой ситуации Анатолий Койда видит одно: «Необходимо изменить порядок и условия лицензирования, повысить ответственность за их выдачу, не просто продавать в Москве, а выдавать с учетом мнений, отзывов общественных организаций, контролирующих органов и других участников инвестиционно-строительного процесса».

Еще одним важным фактором для обеспечения надежности строительной деятельности является определение сметной стоимости. На основании сметной стоимости подсчитывается размер капитальных вложений, осуществляются финансирование строительства и расчеты за выполненные работы. Если смета составлена верно, то все работы, направленные на повышение надежности постройки, будут выполнены грамотно.

Таким образом, при качественно разработанном проекте, тщательно проведенных изыскательских работах, правильном ведении сметы и компетентной экспертизе надежность строительства возрастет в разы. А когда постройка надежна, она не только нивелирует риски убытков от некачественного строительства, но и принесет застройщику существенную прибыль.

МНЕНИЯ БОССОВ:

Федор СПИРИДОНОВ, Управляющий партнер Группы компаний SRG:

В настоящее время все чаще обсуждается необходимость замены государственной экспертизы проектов строительства на экспертизу, проводимую силами СРО, что повлечет за собой ослабление государственного контроля.

Весь процесс строительства находится под контролем государственных органов. Госконтроль в строительстве подразумевает контроль за соблюдением государственных стандартов в области проектирования и строительства. Предмет государственного строительного контроля — проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства объектов требованиям технических регламентов и проектной документации. Контроль осуществляется при выдаче разрешения на строительство, а также при лицензировании архитектурной деятельности.

Государственная экспертиза проводится непосредственно в целях предотвращения строительства объектов, которые не отвечают требованиям государственных норм и могут нанести ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства. Основной особенностью госэкспертизы является тот факт, что ей подлежат все проекты строительства вне зависимости от их источников финансирования и форм собственности.

Главный минус госэкспертизы — это огромное количество так называемых административных барьеров, которые значительно притормаживают развитие строительной отрасли в РФ. Отсутствие таких барьеров приведет к конкуренции между девелоперами (так как резко сократятся сроки получения разрешений на строительство), что вынудит их делать упор на высокое качество и небольшую стоимость проектов.

Преимущества отмены государственной экспертизы (и ослабления государственного контроля) очевидны: это позволит сократить сроки подготовки исходно-разрешительной документации по тому или иному проекту, что, в свою очередь, поможет в кратчайший период времени получить разрешение на строительство.

В настоящий момент предлагается внедрить практику независимой экспертизы, которая придет на смену государственной. Независимая экспертиза строительных проектов будет проводиться СРО (саморегулируемыми организациями) строительной сферы. Однако эти организации должны отвечать определенным условиям: иметь аккредитацию на данный вид деятельности, а также в обязательном порядке контролироваться Госстроем, что, несомненно, повысит ответственность СРО и поможет избежать незаконных манипуляций. Таким образом, процедура экспертизы строительных проектов станет гораздо быстрее и основательнее (так как в том числе сократится количество обязательной документации, которую необходимо собирать и подготавливать, для того чтобы получить разрешение на строительство).

Целесообразно ли это?

Исходя из вышеперечисленного, да. Однако переход от государственной к независимой экспертизе СРО должен быть плавным. Нельзя допустить резкого ослабления государственного контроля в строительной отрасли. Просто по причине того, что на сегодняшний день рынок пока не готов к этому. Это связано с тем, что механизмы передачи функций проведения экспертизы от государственных органов к СРО еще не до конца разработаны, а также не утверждена мера ответственности саморегулируемых организаций в случае проведения некорректной экспертизы.


Источник: БОСС


<-- Назад

Вернуться в раздел