07.04.2016

Цены выжали до капли

Фруктовые соки и нектары могут подешеветь.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) намерена снизить импортные пошлины на концентрированное фруктовое пюре, из которого делают соки. Об этом "РГ" рассказала министр по торговле ЕЭК Вероника Никишина: "Сейчас мы прорабатываем возможности снизить пошлины на апельсины, а также на концентрированное фруктовое пюре - абрикосовое, грушевое и персиковое, - которое используется для производства фруктовых соков".

Когда это произойдет, соки могут подешеветь. "Снижение импортных пошлин с учетом высокой зависимости российских производителей от этого сырья поспособствует заметному сокращению издержек, а снижение себестоимости литра может составить, по меньшей мере, 10-15 процентов", - уверен Сергей Данилов, эксперт "БКС Премьер".

При производстве фруктовых соков используется в основном яблочное, абрикосовое и персиковое пюре. Главным образом, сырье поставляется из Азии. Доля импорта, по разным оценкам, равна 70-100 процентам. А из-за девальвации рубля цены на фруктовое пюре скакнули на 45-90 процентов.

"Более 90 процентов сырья для соков закупается за валюту, в том числе концентрат и упаковка. Если еще пару лет назад на рынке существовала общая дифференциация цен на 2-3 сегмента - базовые (яблоко, персик, апельсин) и экзотические соки (грейпфрут, манго, гранат), то сейчас каждый вкус имеет свою цену", - отмечает Мадина Баликоева, директор по торговле сети супермаркетов "Я Любимый".

Снижение пошлин, конечно, повлияет на себестоимость продукции. "Но даже эта мера не приведет к снижению розничной стоимости продукта. Рынок, скорее всего, будет держать цену, к которой приучили покупателя сегодня", - добавляет Ольга Серебрякова, глава производственного объединения "СоюзАгроПром".

Потребительские цены на соки тоже росли, но более плавно. Цены в рознице увеличились на 12-29 процентов, а средняя розничная цена фруктового сока составила 72,2 рубля за литр.



ПОПУЛЯРНЫЕ СОКИ У РОССИЯН.jpg



Наиболее популярны у россиян яблочный, апельсиновый и томатный соки, отмечает Валерия Швыркова, менеджер по маркетингу "Фруктолайн". При этом потребители переходят на более дешевые категории соков. Если объем продаж соков премиум-класса (100 процентов содержания сока) упал на 16 процентов, то по нектарам падение составило 13 процентов, а по сокосодержащим напиткам - всего 7-7,5 процента. "Раньше соки были повседневной покупкой. Сейчас они все чаще относятся к товарам, которые покупают раз в две, а то и четыре недели. Кроме того, большой процент покупателей перешел на потребление соков более низкой стоимости. Разумеется, премиальные сорта никуда не делись с полок, но спрос на них значительно ослаб", - говорит Баликоева.

Cтатистика


По данным Российского союза производителей соков, рынок упал в денежном выражении до 159,3 миллиарда рублей. По данным Росстата, производство соков в России за год сократилось на 29,5 процента. Объем рынка сейчас оценивается в 2-2,1 миллиарда литров готовой соковой продукции. По этому показателю он вернулся в 2010 год.

Комментарий



Телятников.jpg   
 
Илья Телятников, руководитель проектов по оценке направления "Финансовый консалтинг" группы компаний SRG:

Средняя цена на соки за последний год возросла примерно на 15%. При этом среднегодовые мировые долларовые цены на концентраты несколько упали. Так, по данным ICE US, биржевые цены на апельсиновый концентрат упали в долларах процентов на 15%. В связи с чем, конечные цены на сок не возросли так сильно, как курс доллара к рублю.

Однако падение курса рубля отражается на производстве, так как концентрированные соки и пюре производители все же вынуждены импортировать, потому что на отечественное сырье приходится только 30% общего производства и в основном это яблочный концентрированный сок и пюре. В связи с ограничением импорта свежих фруктов производство отечественного концентрированного яблочного сока в 2015 году снизилось на 30%, а отпускные цены российских производителей на яблочное пюре и яблочный концентрат в августе-сентябре 2015 года выросли в 2−2,5 раза и достигали 15 руб. за килограмм.

Объем продаж 100-процентных соков упал на 16%, нектары показали снижение на 13,4%, а сокосодержащие напитки - всего на 7,9%.



Вернуться в раздел