18.05.2016
Источник: Известия

Для футбольных фанатов закупят двухэтажные экспрессы

«Аэроэкспресс» привлек кредит Газпромбанка на покупку двухэтажных вагонов Stadler к чемпионату мира по футболу.


3.jpg  

Компания «Аэроэкспресс» привлекла кредит Газпромбанка на финансирование поставки двухэтажных электричек швейцарской компании Stadler Bussnang AG. По данным пресс-службы Ассоциации российских банков (АРБ), суммарный объем кредитной линии Газпромбанка «Аэроэкспрессу» составляет 12,3 млрд рублей. В материалах компании отмечается, что профинансирована будет поставка 62 двухэтажных пассажирских вагонов, приобретение которых снизит нагрузку, связанную с увеличением пассажиропотока во время проведения ЧМ-2018 по футболу. 

Контракт между «Аэроэкспрессом» и компанией Stadler на поставку 25 двухэтажных поездов (118 вагонов) был заключен в 2013 году. Сумма заключенного контракта составляла €381 млн и подразумевала закупку 16 четырехвагонных и 9 шестивагонных составов. 

Целью заключенной со Stadler сделки является увеличение провозной способности пассажирского интермодального железнодорожного сообщения за счет повышения вместимости подвижного состава. Такая необходимость возникла в связи с инфраструктурными ограничениями, в числе которых длина платформ, участковая скорость и нитки графика.


Данилов.jpg   
             
— Увеличение пропускной способности за счет уменьшенияинтервалов движения исчерпано, требуются кардинальныерешения, такие как двухэтажные поезда, — уверен директордепартамента оценки направления «Финансовыйконсалтинг» группы компаний SRG Эдуард Данилов.

По словам начальника департамента проектного иструктурного финансирования, вице-президентаГазпромбанка Алексея Белоуса, закупка двухэтажныхпассажирских вагонов позволит существенно увеличитьпровозные емкости, что поможет решить проблемуизбыточной загрузки и увеличить качество обслуживанияпассажиров в периоды пиковой нагрузки, например во времяожидаемого массового посещения России футбольными болельщиками во времячемпионата мира по футболу 2018 года.

Но на фоне экономического спада у «Аэроэкспресса» возникли трудности с оплатойконтракта. Поэтому, как ранее сообщала «Известиям» руководитель пресс-службыStadler Rail Марина Виндер, все предыдущие договоренности по оплате заказа идатам поставки стали недействительными. Стороны пересматривали условияконтракта и, как отметили в компании «Аэроэкспресс», в ближайшее времяофициально проинформируют о достигнутых результатах переговоров. Пока отподробных комментариев компании воздерживаются.

По данным АРБ, одним из ключевых моментов в привлеченной кредитной линиимежду «Аэроэкспрессом» и Газпромбанком выступает наличие механизмафинансирования с рублевым страховым покрытием иностранного экспортно-кредитного агентства (ЭКА). 

— В рамках проекта одним из ведущих европейских экспортно-кредитных агентств,швейцарским SERV, предоставляется страховое покрытие на сумму до 85% отстоимости договора поставки подвижного состава в пользу Газпромбанка, —отмечают в АРБ. 

Впрочем, это не первая кредитная линия Газпромбанка «Аэроэкспрессу» сподобными условиями на покупку двухэтажных вагонов Stadler. Согласно годовомуотчету «Аэроэкспресса» за 2015 год, долг по кредиту Газпромбанка, привлеченному26 декабря 2013 года, на конец 2015 года составлял 653 млн рублей. Срок погашенияэтого кредита — 2022 год. По кредиту Gazprombank (Switzerland) Ltd,привлеченному 2 декабря 2013 года, фактический долг составлял 2 млрд рублей.Этот кредит должен быть погашен в 2028 году.

Как сообщала пресс-служба Газпромбанка в декабре 2013 года, финансированиесделки со Stadler сроком до 15 лет осуществлялось также со страховым покрытиемшвейцарского экспортного кредитного агентства (ЭКА) SERV.

«Впервые в российской практике проектного финансирования SERV принимает насебя проектные риски в российской национальной валюте», — отмечалось в пресс-релизе Газпромбанка.

По словам Эдуарда Данилова, привлечение к сделке финансирования ЭКА являетсяобщемировой практикой поддержки государством конкурентоспособности своихэкспортеров на мировых рынках. В таких случаях ЭКА выступают в качествепосредника между банком страны экспортера и импортером. 

— Возможная схема финансирования после заключения договора поставкиследующая: швейцарский банк перечисляет средства производителю (StadlerBussnang AG), производитель осуществляет поставку, импортер («Аэроэкспресс»)расплачивается по кредиту с Газпромбанком, который, в свою очередь,расплачивается со швейцарским банком, — говорит Эдуард Данилов. Фактически, поего словам, эта сделка является косвенным способом привлечения иностранногокапитала.

— Если говорить о данной сделке, то мы видим, как швейцарское правительствочерез швейцарское кредитное агентство помогло швейцарской компании StadlerBussnang AG заключить с российским импортером выгодную для них сделку,несмотря на все санкции, — полагает Эдуард Данилов.

Всего по контракту со Stadler с момента реализации проекта по поставкедвухэтажных электричек «Аэроэкспресс» профинансировал 4,5 млрд рублей,говорится в годовом отчете компании. По данным на конец прошлого года, на сделкусо Stadler в 2016 году планировалось направить 936 млн рублей. 

Сейчас у «Аэроэкспресса» пока лишь два двухэтажных состава, которые уже прошлиэтап сертификации и в этом году начнут курсировать на направлении междуПавелецким вокзалом и аэропортом Домодедово. 

В то же время пассажиропоток «Аэроэкспресса» с 2014 года неуклонно снижается.После пика перевозок в 2013 году (20,2 млн пассажиров) в 2014-м уже перевезено19,8 млн человек, а по итогам 2015 года услугами компании воспользовалось лишь14 млн пассажиров. 

Источник: Известия

Вернуться в раздел