01.02.2015
Источник: Кадровое дело

Типичные ошибки при проведении спецоценки

С 1 января 2014 года введена процедура специальной оценки условий труда, которая пришла на смену аттестации рабочих мест (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ (далее – Закон № 426-ФЗ)). До 31 декабря 2018 г. продолжается переходный период, призванный сгладить переход на новые правила (ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Многие работодатели, впервые столкнувшиеся со спецоценкой, не знают особенностей этой процедуры и нюансов переходного периода, поэтому нередко допускают серьезные ошибки. Последние, как правило, приводят к дополнительным расходам и штрафам.

Спецоценку проводит организация без соответствующей аккредитации


Чем грозит. Аннулированием отчета о проведении спецоценки, потерей времени и денег работодателя. А также дополнительными затратами на повторное проведение оценки условий труда.

Как предотвратить. Выбирая специализированную компанию, которая будет проводить процедуру, останавливайте свое внимание только на тех из них, которые имеют действующие аттестаты аккредитации на право выполнения работ по спецоценке или по аттестации рабочих мест (ст. 19, ч. 1 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Отсканированные копии этих аттестатов всегда размещаются на сайтах компаний.

Кроме того, если специализированная компания не работает в рамках переходного периода, необходимо убедиться, что она включена в реестр организаций, проводящих спецоценку (ч. 1, 2 ст. 21 Закона № 426-ФЗ, п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 г. № 599). Такой реестр формирует, ведет и размещает Минтруд России на своем сайте akot.rosmintrud.ru/sout/organizations (На момент подписания номера в печать в реестре значилось несколько организаций. В течение 2015 года он будет пополняться.).

Для некоторых специализированных организаций действуют положения переходного периода, прописанные в статье 27 Закона № 426-ФЗ. Если компании до 2014 года получили аттестат аккредитации на проведение аттестации рабочих мест, они могут заниматься спецоценкой (ч. 1 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Но только в срок до 31 декабря 2018 года и при условии, что ранее выданные аттестаты действительны.


Аксаков
Андрей Аксаков

Руководитель направления «Охрана труда и Экология»


Андрей АКСАКОВ, руководитель направления «Специальная оценка условий труда» Группы компаний SRG (Москва)

Проводите спецоценку на всех рабочих местах, кроме удаленных

Зачастую работодатели не совсем четко понимают, как определить количество рабочих мест в своей организации, на которых необходимо провести спецоценку. Процедура спецоценки условий труда проводится в отношении самих рабочих мест, но не сотрудников. Оценить условия труда нужно на всех рабочих местах, в том числе на том, которое закреплено за женщиной, которая находится в декретном отпуске. Исключение сделано лишь для дистанционных работников, надомников и сотрудников, которые трудятся у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).


Услуги по спецоценке оплачиваются сразу и в полном объеме


Чем грозит. Есть риск попасть на фирму-однодневку, заявляющую о себе как об экспертной организации по проведению спецоценки. Таковых сегодня немало. Как правило, их услуги стоят существенно меньше, чем в среднем по рынку. Зато они обещают провести оценку условий труда в минимальные сроки и требуют 100-процентную предоплату. После получения денег такая компания может исчезнуть с рынка, а выданный ею отчет по спецоценке окажется недействительным, его аннулирует проверяющая организация.

Как предотвратить. Не оплачивайте услуги по спецоценке до подписания договора со специализированной организацией. На практике применяются разные варианты оплаты услуг: 100-процентная предоплата, 50 на 50, 30 на 70 и даже пост-оплата для тендерных заказчиков. Однако все перечисленные схемы должны реализовываться на основании подписанного договора между работодателем и организацией, которая будет оценивать условия труда (ч. 2 ст. 8, ч. 3 ст. 22 Закона № 426-ФЗ).

Также не рекомендуем прописывать слишком короткие сроки спецоценки в договоре. Многие работодатели, даже получив предписание инспекции по труду, до последнего тянут с выбором специализированной организации, и затем требуют от нее сверхбыстрой оценки. Это может отразиться на качестве выполненной работы. В связи с этим советуем устанавливать реальные сроки: от шести месяцев до года (апелляционное определение Костромского областного суда от 2 июня 2014 г. № 33–823).

В ходе спецоценки используются приборы и средства измерений, не прошедшие поверку


Чем грозит. Если окажется, что оценка условий труда проводилась с использованием неповеренных средств измерений, то полученные сведения будут считаться недостоверными (ч. 4 ст. 12 Закона № 426-ФЗ). Любая экспертиза подвергнет сомнению итоговый отчет.

Как предотвратить. На этапе подписания договора будет нелишним запросить у специализированной организации свидетельства о поверке средств измерений. Они должны быть актуальными на каждое оборудование, которое будет использоваться при оценке условий труда (п. 3 ч. 2 ст. 6 Закона № 426-ФЗ). Процедура поверки приборов и оборудования недешевая, поэтому некоторые организации пренебрегают этими поверками, затягивают их.

Перед началом процедуры спецоценки эксперт специализированной организации должен провести идентификацию потенциально вредных или опасных факторов. Идентификация является предварительным обследованием рабочих мест с целью выявить факторы, которые необходимо измерять (ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Искусственно расширяется перечень измеряемых факторов


Чем грозит. Когда специализированная организация искусственно расширяет список факторов, подлежащих измерениям, то стоимость спецоценки увеличивается. Ведь если есть потенциально вредный фактор, значит, эксперт должен провести полноценную процедуру спецоценки, включающую в себя измерения, подготовку и оформление отчета (ст. 10, 12, 13, 15 Закона № 426-ФЗ).

Как предотвратить. В рамках специальной оценки должны измеряться только те факторы, которые указаны в Классификаторе вредных и (или) опасных производственных факторов2, но с учетом условий труда на конкретном рабочем месте. Хорошо, если представители работодателя будут сличать с указанным Классификатором перечень факторов, подлежащих измерениям.

Рабочие места, на которых в процессе идентификации не выявлен ни один фактор из Классификатора, процедуре спецоценки не подлежат (ч. 4 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). Такие рабочие места работодатель обязан задекларировать в установленном порядке (ч. 1, 2 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).

Работникам не предоставляются положенные гарантии и компенсации

Чем грозит. Если по итогам спецоценки работнику положены льготы и компенсации, но работодатель их не установит, сотрудник вправе обратиться в инспекцию по труду. На организацию в таком случае может быть наложен штраф от 60 000 до 80 000 рублей (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Как предотвратить. В течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о спецоценке ознакомьте сотрудников с результатами оценки их рабочих мест (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Установите работникам, которые трудятся во вредных условиях, необходимые льготы и компенсации в зависимости от класса (подкласса) условий труда (ст. 92, 117 и 147 ТК РФ). Соответствующие гарантии предоставляйте, начиная с даты утверждения отчета о проведении спецоценки (абз. 5, 6 п. 3 письма Минтруда России от 26 марта 2014 г. № 17-3/10/В-1579). Например, если отчет утвержден 16 февраля 2015 года, то гарантии и компенсации положены начиная с этой даты.


Источник: Кадровое дело

<-- Назад

Вернуться в раздел