01.03.2015
Источник: Бюллетень «Rway»

К чему приведет распоряжение муниципалитетами земельными участками, на которые нет разграничения собственности между РФ и субъектами РФ?

Прихожан Михаил
Михаил Прихожан

Юрист
Направление «Юридическая практика»

Разграничение государственной собственности на землю до 1 июля 2006 г. осуществлялось на основании Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» согласно порядку, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 № 140 «Об утверждении правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности».

В связи с признанием утратившим силу названного федерального закона (основание - Федеральный закон от 17.04.2006 № 53-ФЗ) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами, прямо указывающими на принадлежность земель. Регистрация права собственности производится согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю».

Согласно данным Государственного доклада о состоянии и использовании земель в РФ в 2014 г., в настоящее время неразграниченными остаются 695 692,8 тыс. га. Весьма солидный банк земель, который перейдет в распоряжение муниципальных органов власти.

В настоящее время правила распоряжения земельными участками, находящимися в неразграниченной государственной собственности, установлены пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон о введении ЗК РФ). Согласно данному пункту, по общему правилу распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Органы местного самоуправления также распоряжаются земельными участками, находящимися на территории административных центров (столиц) субъектов РФ, однако законом субъекта РФ может быть установлено иное.

Региональное законодательство по данному вопросу развивается не единообразно.

В некоторых законодательных актах субъектов РФ предусмотрено, что распоряжение такими земельными участками осуществляют только органы государственной власти субъекта РФ (см., например, ст. 7 Закона Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», п. 1 ст. 2 Закона Забайкальского края от 01.04.2009 № 152-ЗЗК «О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края»).

В других прямо указано, что распоряжение такими земельными участками осуществляют органы местного самоуправления (см., например, п. 2 ст. 36 Закона Челябинской области от 28.08.2003 ¹ 171-ЗО «О земельных отношениях»).

Кроме того, существуют и смешанные варианты регулирования распоряжения. В частности, ст. ст. 25.1 и 25.2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» установлены перечни случаев распоряжения такими участками Правительством указанной республики или республиканским органом исполнительной власти в области земельных отношений. В остальных случаях распоряжение осуществляют органы местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления столицы субъекта РФ по распоряжению земельными участками, находящимися в неразграниченной государственной собственности, могут носить договорной характер. Так, ст. 54-3 Областного закона от 07.07.2004 № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» предусмотрено, что распоряжение указанными земельными участками осуществляют органы исполнительной власти области. Исключение составляют случаи, когда органы местного самоуправления заключают соглашения с уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами, находящимися в областной собственности.

Правоприменительная практика показала, что имелись случаи злоупотребления органами государственной власти субъектов и органов местного самоуправления указанными правами; так встречались случаи, когда Росимущество продавало объекты капитального строительства – здания, имевшие большой прилегающий земельный участок, в отношении которого не было произведено разграничение государственной собственности на землю. После приобретения объектов покупатель зданий, обращаясь в местные органы власти для оформления прав на земельные участки, узнавал, что прилегающие земельные участки были отданы органами местного самоуправления благотворительному фонду, а затем проданы для строительства коттеджных поселков, и теперь данные участки находятся в собственности физических лиц и застроены в соответствии с целевым назначением участка. В итоге получалось, что покупатель мог оформить только землю «под зданиями», а компенсировать убытки «вроде как и некому», так как выделить иной земельной участок в данном районе было невозможно ввиду отсутствия свободной земли, а обеспечить денежную компенсацию местные власти могли лишь при условии длительной рассрочки, ввиду того, что стоимость утраченных земельных участков была равна годовому бюджету муниципального образования...

В Москве не было редкостью, когда Росимущество лишалось земельных участков, на которых были расположены принадлежащие Российской Федерации объекты капитального строительства, в связи с тем, что в отношении указанных земельных участков не были оформлены земельно-правовые отношения. Часто случалось, что с утратой объекта у Росимущества утрачивались права на земельный участок.

Согласно Федеральному закону от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», определено, что с 1 марта 2015 г. распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

  • органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа;
  • органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения;
  • органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района;
  • органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя.

При этом законом определено, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение соглашения о перераспределении земель и земельных участков и на выдачу разрешения на использование земель в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Указанный Федеральный закон был изначально направлен на создание стимулов для муниципалитетов к завершению разработки правил землепользования и застройки. Поселения, утвердившие такие документы, получат полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с одновременным прекращением таких полномочий у муниципальных районов.

Для органов государственной власти и местного самоуправления была введена возможность обмена земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, что часто необходимо для реализации крупных проектов по развитию территорий, что, как предполагается, должно позволить уменьшить необходимость изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Учитывая различную ситуацию по принятию правил землепользования и застройки ожидать резкого изменения ситуации по распоряжению неразграниченными земельными участками не стоит.

В Москве принятие правил землепользования и застройки ожидается не ранее принятия Генерального плана города в 2016 г., в Московской области (в большей части городов Подмосковья) принятие правил землепользования и застройки ожидается не ранее 2015-2016 гг.

Кроме того, учитывая уже имевшуюся ранее практику распоряжения земельными участками Субъектами Российской Федерации, ожидать существенных изменений в данном вопросе не приходится.


Бюллетень «Rway», от марта 2015 г.

<-- Назад

Вернуться в раздел