Процедура оспаривания конкретизирована

Горяинова Валентина
Валентина Горяинова

Ведущий юрист
корпоративной практики
Направление «Юридическая практика»

Действующий порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости закреплен в Федеральном законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Спорам о кадастровой стоимости также посвящена глава 25 Кодекса административного судопроизводства, который вступает в силу с 15 сентября 2015 года.

Несмотря на кажущуюся понятность и очевидность процедуры оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости, правообладатели объектов недвижимости, являющиеся плательщиками налога на имущество и/или плательщиками арендной платы, исчисляемой исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, на собственном опыте убедились, насколько проблемными и длительными по сроку зачастую оказывались процедуры оспаривания кадастровой стоимости.

Ввиду длительности судебных процедур собственники объектов недвижимости иногда просто не успевали получить вступивший в силу судебный акт по спору о кадастре до внесения в государственный кадастр результатов очередной кадастровой оценки, а арендаторам объектов государственной и муниципальной недвижимости суды отказывали в удовлетворении требований, полагая, что у арендаторов отсутствует право на проведение оценки рыночной стоимости арендуемых объектов и соответственно отсутствует право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости таких объектов.

И даже вступившие в силу год назад изменения в Федеральном законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», закреплявшие специальный порядок применения кадастровой стоимости, установленной решением суда, не разрешили сложившиеся проблемы правоприменительной практики.

Постановление Пленума ВС РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление) содержит правовые позиции и разъяснения по большинству вопросов правоприменительной практики по спорам о кадастре, вызывавших разночтения.

Пунктом 6 Постановления закреплено право арендаторов государственного и муниципального имущества на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости арендуемых объектов в случае, если арендная оплата исчисляется исходя из кадастровой стоимости арендуемых объектов.

В Постановлении разрешен вопрос о надлежащем ответчике по данной категории споров, что также вызывало немало дискуссий. Ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является государственный орган или орган местного управления, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости (для Москвы – это Правительство города Москвы, которое своими постановлениями утверждает результаты государственной кадастровой оценки), и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Также конкретизирована закрепленная законом процедура оспаривания, указано, что соблюдение досудебного порядка является обязательным только для юридических лиц. Физические лица, включая индивидуальны предпринимателей, вправе обращаться с соответствующими заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости непосредственно в суд, для них обращение в комиссию по спорам об определении кадастровой стоимости не является обязательным.

В Постановлении сформулированы разъяснения относительно порядка применения величины стоимости, установленной по результатам рассмотрения кадастрового спора. Налоговая база может быть пересчитана собственником объекта с 1-го числа налогового периода, а арендная плата соответственно с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. При этом с учетом обязательного досудебного порядка для юридических лиц такой датой является дата обращения с заявлением в комиссию. Таким образом, арендатор государственного или муниципального имущества имеет право на перерасчет арендной платы на основании вступившего в силу судебного акта, которым установлена новая величина кадастровой стоимости.

В документе также подчеркнуто, что участвующие в деле лица обязаны доказать те или иные обстоятельства, на которых они основывают свои требования. Представленный в подтверждение величины рыночной стоимости отчет об оценке суд самостоятельно исследует и проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.

Как показывает практика, именно доказывание достоверности величины рыночной стоимости объекта недвижимости является наиболее важным и проблематичным в процедуре оспаривания кадастровой стоимости. В связи с этим для лица, заинтересованного в пересмотре величины кадастровой стоимости, важно воспользоваться всеми процессуальными возможностями по доказыванию величины рыночной стоимости. Помимо вопросов назначения судебной оценочной экспертизы, в Постановлении указано на возможность привлечения к участию в деле специалиста для получения консультаций и пояснений, а также для решения вопроса о необходимости проведения экспертизы; оценщики и/или эксперты, составившие соответственно отчет об оценке или экспертное заключение на отчет об оценке, могут быть опрошены в качестве свидетелей по делу.

Постановлением даны рекомендации в части распределения судебных расходов по данной категории дел. Возложение судебных расходов на заявителя или орган, утвердивший результаты кадастровой оценки, зависит от активной позиции ответчика в каждом конкретном процессе. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости судебные расходы могут быть отнесены на ответчика (государственный или муниципальный орган, утвердивший результаты кадастровой оценки) только в случае, если ответчик оспаривал заявленное требование.

Полагаем, что в Постановлении разрешены важные вопросы правоприменительной практики по кадастровым спорам, что будет способствовать оптимизации процедур оспаривания и защите интересов правообладателей объектов недвижимости.


Правовая газета «эж-ЮРИСТ», №30 от июля 2015 г.

<-- Назад

Вернуться в раздел