Реально ли задекларировать рабочее место по условиям труда?

Петрунин
Роман Петрунин

Директор по развитию
Направление
«Охрана труда и Экология»
Группы компаний SRG


Ключевые проблемы:

  • Почему декларация условий труда не работала?
  • Как теперь задекларировать условия труда?
  • В каких случаях декларацию подать не получится?


Почему декларация условий труда не работала

Декларирование рабочих мест появилось благодаря принятому Федеральному закону 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Идея заключалась в том, чтобы посредством декларирования рабочих мест упростить для работодателя процедуру спецоценки и помочь сэкономить средства на ее проведение. Тем самым работодатель получил бы стимул улучшать условия труда до уровня, позволяющего подать декларацию. Для реализации положений Закона № 426-ФЗ Минтрудом России были утверждены форма и порядок подачи декларации1, а также Методика проведения спецоценки условий труда (далее – Методика)2. Однако после внимательного изучения Методики стало понятно, что процедуры декларирования на практике не существует.

Почему успешное декларирование рабочих мест поставлено под сомнение? Причина – в предложенном подходе к выявлению и оценке вредных факторов. Например, освещенность рабочей поверхности является производственным фактором, присущим абсолютно всем рабочим местам и требующим обязательных измерений. Этот факт делал невозможным попадание рабочих мест под декларацию. Основанием для такого вывода служил пункт 1 статьи 11 Закона № 426-ФЗ. Он гласит: если вредный фактор выявлен, то у работодателя нет права декларировать данное рабочее место. Таким образом, ожидаемое всеми послабление в оценке даже офисных рабочих мест не произошло.

Как теперь задекларировать условия труда

Декларирование стало возможным после того, как Минтруд России приказом от 20 января 2015 г. № 24н внес изменения в Методику проведения специальной оценки условий труда, а также Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (далее – Классификатор). Они вступили в силу 21 февраля 2015 г. Благодаря поправкам в Классификаторе появилась сноска 4 к подпункту 1.4.1 «Освещенность рабочей поверхности». В ней перечислены случаи, когда освещенность идентифицируется как вредный фактор. Все это дает возможность экспертам оценочной организации не выявлять ее как вредный фактор по результатам проведенной идентификации.


Пример

Работодатель решил провести специальную оценку условий труда 100 рабочих мест, расположенных в одном офисе. Для этого он заключил договор на спецоценку с аккредитованной организацией. Теперь ему нужно проконтролировать исследование рабочих мест на предмет сопоставления факторов производственной среды и трудового процесса с Классификатором, которое проведет эксперт оценочной организации. В соответствии с изменениями в перечне рабочих мест, описанными выше, напротив офисных рабочих мест не будут указаны вредные и (или) опасные факторы производства. Соответственно не будет проводиться их измерение. Таким образом, работодатель может сразу перейти к процедуре декларирования.


В каких случаях декларацию подать не получится

Есть еще одно обстоятельство, по причине которого нельзя применить процедуру декларирования. Оно связано с аттестацией рабочих мест, которая предшествовала специальной оценке условий труда.

Проводя спецоценку, комиссия должна предоставить эксперту оценочной организации результаты предыдущей аттестации рабочих мест. Эксперт, анализируя их, может обнаружить вредные условия труда. Значит, на конкретном рабочем месте присутствуют вредные факторы, которые отображаются в перечне рабочих мест. Впоследствии необходимо провести измерения данных факторов, и в такой ситуации декларацию подать не получится.


Пример

По результатам аттестации рабочих мест на одном рабочем месте определены вредные условия труда по освещенности. Следовательно, эксперт оценочной организации должен учесть вредный фактор и отразить его в отчете по результатам идентификации факторов производственной среды, который предоставляется комиссии работодателя по спецоценке (ст. 10 Закона № 426-ФЗ), а затем включить его в перечень рабочих мест. В этой ситуации декларирование исключается.


Освещенность может быть идентифицирована как вредный фактор, когда:

  • сотрудник задействован при выполнении прецизионных работ с величиной объектов различения менее 0,5 мм;
  • если на рабочем месте имеются слепящие источники света;
  • проводятся работы с объектами различения и рабочими поверхностями, обладающими направленно-рассеянным и смешанным отражением;
  • речь идет о подземных работах, в том числе по эксплуатации метрополитена.


Не совсем понятно, с какой целью использован термин «прецизионные работы». Как правило, под ним понимаются работы, требующие высокой точности. При этом она измеряется микронами, а глаз способен с расстояния 25 см различать предметы величиной не более 0,1 мм.

Важно понимать, что декларирование как элемент процедуры специальной оценки характеризуется полным отсутствием не только документального оформления (выявления) вредных и (или) опасных производственных факторов, но и проведения каких-либо инструментальных замеров.


Запомните главное

1. Если вредный фактор выявлен в процессе спецоценки, то у работодателя нет права декларировать данное рабочее место.

2. Освещенность как вредный фактор может быть идентифицирована только в случаях, указанных в сноске 4 Приложения № 2 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

3. Если по результатам аттестации выявленные вредные факторы находятся в допустимых пределах, то в ходе спецоценки измерять их не обязательно и можно подать декларацию.


Журнал «Охрана труда: просто и понятно», №5 от мая 2015 г.


<-- Назад

Вернуться в раздел