Как оценить компетентность эксперта по спецоценке


Якушева   

Ольга Николаевна ЯКУШЕВА

директор филиала «Саратовский» направления «Охрана труда и Экология» группы компаний SRG


Наше предприятие готовится к проведению работ по специальной оценке условий труда. 

Отбирая организации для проведения СОУТ, столкнулись с тем, что некоторые из них не внесены в новый реестр организаций, проводящих СОУТ, а работают по уведомлению, позволяющему проводить аттестацию рабочих мест. На что следует обращать внимание в этом случае?

Какие ключевые требования к организациям, проводящим СОУТ?

ВЫВОД:

При отборе организаций, работающих по переходным положениям, надо быть особо внимательными. Эксперт, который был принят в организацию после 1 января 2014 года и не имеет сертификата эксперта, не вправе выполнять эти функции. Это можно проверить запросив заверенную копию трудовой книжки.

Особое место в проведении специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) отводится подготовительному этапу, в ходе которого производится отбор организации, которая будет проводить процедуру. Пристальное внимание нужно уделить выбору исполнителя. Ключевым требованием к таким организациям, безусловно, является наличие лаборатории, аккредитованной в Росаккредитации и квалификация экспертов, проводящих СОУТ.

Статьей 20 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ). определено, что к выполнению работ по спецоценке допускаются эксперты, прошедшие аттестацию на право выполнения данных работ и имеющие соответствующий сертификат (далее — сертификат эксперта). 

Аттестация экспертов де-факто представляет собой тестовый экзамен в дистанционном режиме в Государственной инспекции по труду на региональном уровне. Порядок проведения аттестации установлен Постановлением Правительства РФ от 3 июля 2014 года № 614. По результатам аттестации кандидат получает сертификат. 

Сведения об экспертах, имеющих данный сертификат, размещены на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты России (http://akot.rosmintrud.ru/sout/experts). По состоянию на конец февраля в этом реестре насчитывается свыше 3 000 экспертов.

Кроме того, обязанности экспертов организаций, работающих по переходным положениям Закона № 426-ФЗ (то есть не внесены в новый реестр организаций, проводящих СОУТ, а работают по уведомлению, позволяющему проводить аттестацию рабочих мест), вправе выполнять сотрудники, работающие в этих организациях по трудовому договору и допущенные законодательством о техническом регулировании к работе в испытательных лабораториях, по состоянию на 1 января 2014 года, но не позднее окончания переходного периода. 

И здесь заказчикам, производящим отбор организаций, работающих по переходным положениям, приходится быть особо внимательными. Получается, что эксперт, который был принят в организацию после 1 января 2014 года и не имеет сертификата эксперта, не вправе выполнять эти функции. Это можно проверить запросив заверенную копию трудовой книжки.

Какие же основные функции выполняет эксперт в рамках проведения СОУТ?
 
• Отвечает на обращение работника по вопросам проведения СОУТ на его рабочем месте (ст. 5). 
• Проводит идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах. При этом он должен учитывать производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками, результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований, случаи производственного травматизма и профзаболеваний, предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных производственных факторов (ст. 10 Закона № 426-ФЗ). Перечень подлежащих исследованиям вредных производственных факторов формируется экспертом в соответствии с Классификатором потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 года № 33н).
• Осуществляет исследования значений вредных производственных факторов. Эту задачу также вправе реализовывать испытательная лаборатория и иные работники организации, проводящей СОУТ (ст. 12 Закона № 426-ФЗ).
• Представляет комиссии свое мнение о возможности использования иных результатов исследования вредных производственных факторов при проведении СОУТ (ст. 12 Закона № 426-ФЗ).
• Определяет классы условий труда на рабочих местах по результатам проведения исследований (ст. 12 Закона № 426-ФЗ).
• Представляет комиссии заключение о возможности снижения класса вредности на одну степень в случае применения эффективных средств индивидуальной защиты (ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Процедура проведения СОУТ, помимо влияния на определение льгот и компенсаций работникам, также затрагивает их пенсионные права, что делает уровень компетентности эксперта значительно существенным.

Подводя итог, можно выделить основные характеристики, определяющие компетенцию эксперта:
— наличие сертификата эксперта по специальной оценке условий труда, фактическое наличие которого следует проверить на сайте Минтруда РФ;
— опыт работы с крупными и средними предприятиями по проведению специальной оценки рабочих мест по определенной сфере деятельности (не лишним будет получить отзыв о квалификации эксперта у представителей тех предприятий, на которых эксперт проводил СОУТ); 
— наличие дополнительного образования в сфере охраны труда, умение аргументированно отвечать на вопросы, возникающие в ходе проведения СОУТ. 

Журнал «Охрана труда и пожарная безопасность» №4 от апреля 2016 г.

Вернуться в раздел