Эффективный инструмент охраны труда

29.06.2017

Источник: Нефть России

Сачков.jpg          

Постоянная оценка рисков — неотъемлемый элемент культуры безопасности на производстве

Понятие «культура безопасности» впервые появилось в 1986 г. в процессе анализа причин и последствий Чернобыльской аварии, проведённого Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). Было признано, что именно её отсутствие явилось одной из причин трагедии.

Сегодня большинство крупных российских компаний активно внедряют на предприятиях международные стандарты, в том числе OHSAS 18001 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования».Они, в частности, определяют наличие процедуры оценки рисков на предприятии. «Организация должна разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы) для постоянной идентификации опасности, оценки риска и определения необходимых методов управления», — отмечается в данном стандарте.

Конечно, наличие процедуры является необходимым условием. Но, как показывает практика, сама по себе процедура не позволяет выполнить одно очень важное требование к оценке рисков. А именно — обеспечить непрерывность процесса и вовлечение в него каждого работника. По сути, в течение всей смены работник должен добровольно и осознанно оценивать риск наступления неблагоприятного события и принимать необходимые меры по его устранению. Возможно ли это?

Культура — на первом месте

Давайте обратимся к положительному опыту постоянной оценки рисков. Возьмём пример европейской металлургической компании Tata Steel Europe (ранее Corus Steel). Она является одним из крупнейших в мире производителей стали, её основные мощности расположены в Великобритании и Нидерландах. Начиная с 2007 г. на предприятиях компании применяются индивидуальные карты профессиональных рисков. С их помощью оцениваются те риски, которым подвержены работники именно на своём рабочем месте.

Результатом применения таких карт стало отсутствие несчастных случаев на производстве в течение первых 2 лет после внедрения данной процедуры. Это не только снизило издержки компании, возникающие в результате различных ЧП, но и позволило ей подняться на качественно новый уровень, где приоритетом являются жизнь и здоровье работников.

Практика показывает, что чем выше культура безопасности, тем эффективнее внедряется и принимается процедура оценки рисков. Соответственно, прежде чем приступать к созданию системы управления профессиональными рисками, компания должна объективно определить свой уровень культуры безопасности. И от результатов такой оценки будет зависеть дальнейшая стратегия в этой сфере. Критерии подобной оценки закладываются на этапе подготовки к поведенческим аудитам. Если уровень культуры безопасности низкий или она просто отсутствует, то говорить о качественной оценке рисков преждевременно.

Рассмотрим базовые шаги по организации и внедрению оценки профессиональных рисков на предприятиях со средним и высоким уровнем культуры безопасности.

Классификации рисков

Сам процесс оценки опасности основан на понимании реальной ситуации. То есть речь идёт о восприятии объектов, звуков, запахов или осязательных ощущениях. Огонь, высота, движущиеся предметы, громкие звуки
и кислотные запахи — это примеры наиболее очевидных признаков опасности.

Самая ранняя попытка создать практический перечень профессиональных рисков была предпринята А. Д. Брандтом в вышедшей в 1946 г. книге «Технология промышленной гигиены». Автор составил список из приблизительно 1300 профессий с перечислением рисков, присущих каждой из них. Общее количество рисков — приблизительно 150. Большая их часть была связана с опасностью неблагоприятного воздействия химических веществ.

В 1964 г. вышла книга У. Хаддона, Е. Сачмана и Д. Кляйна «Способы и методы исследования несчастных случаев». В ней авторы сделали попытку классифицировать различные типы несчастных случаев.

В 1973 г. в книгу Дж. М. Стеллмана и С. М. Даума «Работа опасна для вашего здоровья» включена «Таблица неблагоприятных факторов в различных профессиях». В 1973 г. Школой медицины Тель-Авивского университета составлен перечень приблизительно 1 тыс. потенциальных профессиональных рисков, которые могут иметь место примерно для 2 тыс. различных профессий.

На сегодняшний день можно выделить основные типовые риски несчастных случаев на производстве:

  • возникающие при использовании оборудования;
  • несчастные случаи на транспорте;
  • падение персонала (например, соскальзывание, спотыкание на ступеньках, падение с движущегося механизма и т. п.);
  • падение тяжёлых предметов, материалов, обвал стен и т. д.;
  • колотые раны, порезы, травматические ампутации;
  • удары о предметы или предметами (костные переломы, ушибы);
  • наступание на острые предметы;
  • попадание в механизмы или между механизмами, вызывающее раздробление или разрыв тканей;
  • ёмкости под давлением или вакуумные ёмкости (внешние или внутренние механические взрывы);
  • ожоги и ошпаривание (горячими или холодными жидкостями или поверхностями);
  • попадание в глаза инородных частиц;
  • проглатывание крупных или заострённых неядовитых предметов;
  • утопление;
  • тяжелые травмы, нанесённые животными (такие как укусы, царапины, удары копытами, сдавливание и затаптывание, ужаливание, столкновения);
  • перенапряжение или слишком резкие движения;
  • все острые травмы и воздействия, вызванные случайным выделением, утечкой, вдыханием, проглатыванием или попаданием химических веществ (кроме пожара и взрывов);
  • все острые травмы и воздействия от электрического тока и статического электричества;
  • возгорание и взрывы химических веществ;
  • несчастные случаи, вызванные вредным воздействием высоких доз ионизирующего и неионизирующего излучения, в том числе лазерных лучей и сильного света, ультрафиолетовых лучей и т. п.

Методики оценки рисков

Существует множество методов оценки профессиональных рисков. Одним из положительно зарекомендовавших себя на практике является метод Файна и Кинни. Его основная идея заключается в оценке индивидуальных рисков отдельного работника, определённых как вероятность получения травмы или заболевания в результате существующей опасности.

С целью выявления степени индивидуального риска в каждом конкретном случае осуществляется прогнозирование. Иными словами, определяется, каким образом то или иное нарушение требований охраны труда может привести к производственной травме или профессиональному заболеванию.

Для того чтобы дать оценку профессиональному риску, устанавливается его количественная степень. Она рассчитывается как произведение трёх составляющих: воздействия, вероятности и последствия наступления события. Балльная оценки указанных параметров на основе соответствующей шкалы позволяет получить количественную степень риска. Это, в свою очередь, даёт возможность правильно отреагировать на риск и предпринять соответствующие меры по его устранению. При определении степени риска рассматриваются все стадии работ: от процесса подготовки к ним до их выполнения и завершения (см. табл. 1 и табл. 2).

Количественная оценка составляющих риска.jpg

Балльная шкала оценки профессиональных рисков.png

В качестве исходных данных для оценки тяжести возможных последствий при реализации риска необходимо использовать:

  • ГОСТы: стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов, стандарты требований безопасности к производственным процессам, требований безопасности к производственному оборудованию, к средствам защиты работающих и соответствующие технические регламенты;
  • акты проверок соблюдения требований охраны труда, проводимых Государственной инспекцией труда, а также материалы проверок, осуществляемых другими контрольно-надзорными органами, материалы расследований несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварий и инцидентов на производственных объектах;

  • статистические данные по травмам, обращениям за медицинской помощью, обзор прошлых ЧП, травм, отчётов о первой медицинской помощи, в том числе сообщений о микротравмах и мелких происшествиях;
  • отчёты по технологическому обслуживанию, техрегламенты и другие материалы, содержащие информацию о характеристиках технологических процессов, оборудования, составе применяемого сырья и материалах;
  • персональные данные о профессионально-квалификационных характеристиках и состоянии здоровья каждого отдельного работника;
  • материалы опросов работников, их предложения и жалобы на условия труда;
  • опыт оценки профессиональных рисков на других предприятиях;
  • результаты мониторинга и контрольных мероприятий системы управления профессиональными рисками.

В рамках вертикально интегрированной компании для наиболее точной оценки профессиональных рисков необходимо консолидировать все статистические и отчётные данные предприятий, входящих в её структуру, с учётом отраслевой специфики каждого. Особые требования предъявляются в отношении качества исходных данных и их источников. По результатам анализа этих данных формируется экспертное заключение о степени профессиональных рисков, характерных для каждого отдельного работника и его рабочего места.

В процессе оценки должен быть найден баланс между уровнем риска и издержками, связанными с его снижением до приемлемого уровня.

Матрицы и индивидуальные карты

На следующем этапе внедрения системы управления профессиональными рисками на основе произведённой оценки разрабатываются карты профессиональных рисков. Они формируются в упорядоченную систему в виде матрицы, учитывающей все составляющие (см. табл. 3).

Матрица профессиональных рисков.png


Примечание:

1-4: Малый - приемлемый уровень риска, который подлежит исследованию 

5-10: Существенный – средний уровень риска, требуются меры по его снижению 

11-25: Очень высокий – неприемлемый уровень риска, необходимо прекращение деятельности

В свою очередь, карты профессиональных рисков представляют собой двусторонние печатные карты-матрицы. С их помощью работники могут самостоятельно оценивать риски и предпринимать необходимые действия, требуемые в каждом конкретном случае. На лицевой стороне карты указывается возможный риск, свойственный определённому рабочему месту. На оборотной стороне — действия, которые необходимо предпринять с целью снижения либо устранения возникшего риска.

Индивидуальная карта риска.png

На лицевой стороне карты в одном или нескольких блоках матрицы (в зависимости от вероятности возникновения риска) указывается наименование риска, свойственное определённому рабочему месту.

Например, «отсутствие средств индивидуальной защиты от падения с высоты» (продолжение работы на высоте в данном случае может привести к несчастному случаю вследствие падения работника). Блоки матрицы окрашены в три разных цвета в зависимости от степеней риска (опасности последствий). Если наименование риска, указанного на лицевой стороне карты, вписано в серый или красный блок, то данный риск является недопустимым.

На оборотной стороне карты указываются профилактические (защитные) меры, которые требуется совершить работнику для снижения недопустимого риска.

Карты профессиональных рисков призваны подтвердить правильность оценки риска самим работником и в случае необходимости уточнить порядок действий с целью его снижения. Работники должны пройти соответствующее обучение по использованию данных карт. С работниками в обязательном порядке согласовываются варианты карт профессиональных рисков, а в должностных регламентах указывается обязанность
их использовать.

Мониторинг и контроль

Прежде всего, мониторинг требуется для обнаружения изменений в характеристиках рисков под влиянием изменений среды, а также с целью подтверждения адекватности применения действующих процедур в изменившихся условиях.

Процесс мониторинга в обязательном порядке должен сопровождаться ведением документации — как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Данные мониторинга также используются в целях оценки и прогноза состояния безопасности и охраны труда на предприятии.

Проводимый на основании непрерывного мониторинга анализ позволит оперативно выявлять возникающие проблемы на каждом рабочем месте, корректировать систему управления рисками с помощью организационных мер и влиять на безопасность трудового процесса в реальном времени.

Непрерывный мониторинг является наиболее оптимальным, поскольку даёт оперативную, многостороннюю и достоверную информацию о системе и её недостатках, которые обязательно проявляются в ходе трудовой деятельности.

Поскольку невозможно сразу построить идеальную систему управления профессиональными рисками, мониторинг позволяет выявить непредусмотренные дефекты и принять меры по их устранению, что в конечном итоге сохранит жизнь и здоровье работников.

Проводимый на основании непрерывного мониторинга анализ позволит оперативно выявлять возникающие проблемы на каждом рабочем месте, корректировать систему управления рисками с помощью организационных мер и влиять на безопасность трудового процесса в реальном времени.

Практическая значимость системы мониторинга заключается ещё и в том, что ответственность за ту или иную ситуацию ложится на конкретного работника, который, в свою очередь, обязан выполнять требования охраны труда. Экономические затраты на разработку и внедрение системы мониторинга должны планироваться в общих расходах на информатизацию и информационную деятельность. Данные системы надо внедрять комплексно, совместно с другими необходимыми для производства технологиями.

Чтобы повысить результативность контроля, следует проводить:

  • технические осмотры оборудования (машин, механизмов, инструмента), проверку его соответствия требованиям безопасности;
  • различные обучающие мероприятия: обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажи по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
  • профилактические и обязательные медицинские осмотры, наблюдение за состоянием здоровья работников в зависимости от условий труда.

Внедрив систему управления профессиональными рисками, необходимо постоянно проверять, продолжает ли она оставаться эффективной. И в случае неудовлетворительного результата надо максимально быстро принимать корректирующие меры или при необходимости осуществлять переоценку профессиональных рисков.

***

Подводя итоги можно выделить основные шаги для организации работы по оценке рисков:
  • оценка уровня культуры безопасности посредством проведения поведенческих аудитов;
  • принятие решения о готовности предприятия к переходу на риск-менеджмент;
  • анализ опасных/вредных производственных факторов;
  • составление матрицы рисков;
  • подготовка индивидуальных карт профессиональных рисков на каждом рабочем месте;
  • обучение и вовлечение работников в процессы оценки рисков;
  • постоянная оценка рисков на каждом рабочем месте;
  • реализация корректирующих мер;
  • мониторинг и контроль системы управления профессиональными рисками.

Следует отметить, что вышеуказанные процессы имеют цикличный характер. По результатам контрольных мероприятий разрабатывается перечень корректирующих и предупредительных мер, направленных на улучшение технологических процессов и снижение уровня неприемлемого риска с учётом возможных финансовых издержек.

Принципиальным моментом применения системы управления профессиональными рисками является чёткое понимание её назначения. Это действительно очень эффективный инструмент для перехода охраны труда в России на качественно новый уровень культуры безопасности.

Вернуться в раздел
Подписаться на новости